"Будущие историки будут путаться и слабо различать 80-е годы прошлого века и 10-е годы нынешнего - да и правильно, если уж по чесноку: какая разница, там совок и здесь совок. Скорее всего, в будущих учебниках это время так и будет обозначено, что-то вроде "время издыхающего совка". Для историков это все миг, им-то что, что у нас в этот период почти вся сознательная жизнь укладывается", - пишет социальный психолог в "Живом журнале".
"Но у них наверняка вызовет интерес совпадение двух одинаково самоубийственных реформ, затеянных властью на разных этапах того самого издыхающего совка: в 80-е полновластная тогда еще КПСС затеяла "борьбу с пьянством и алгоколизмом", которая в считанные годы восстановила против нее практически все (пьющее) население страны; и вот в 2018 году так же безраздельно володеющий страной Владимир Путин запустил пенсионную реформу, которая грозит вскорости обернуться тем же самым.
Это очень любопытно, на самом деле: откуда вдруг всегда вылезает это, практически по Фрейду, "влечение к смерти"? Почему режим, едва только вступив в стадию загнивания (то есть оставаясь еще на вид и даже по основным показателям вполне крепким и румяным), вдруг затевает нечто глобально бессмысленное, масштабное и вполне самоубийственное, умудряясь буквально одним действием настроить против себя большинство подданных?
Было бы понятно, если б режим бил по каким-то своим "врагам", вымышленным или настоящим - там, против "буржуев", "олигархов", "либералов" и т.п.; но ведь нет! Удар прицельно наносится по "своим" - по ядру собственного электората, по самым лояльным и тихим, которые всегда "за"! Вот как так? Ведь ни один агент Госдепа, пробравшийся на самый верх, не мог бы так точечно взбесить ВСЕХ - как это сделал Горби в 1985 или вот Путин в 2018 (нынче, кстати, 20-летний юбилей - как раз в июле 1988 года сахар исчез из открытой продажи даже в Москве).
Я, кстати, напомню (у людей-то память короткая), что Горбачев ДО своей "антиалкогольной кампании" был одним из самых популярных генсеков в стране: молодой (в сравнении с чередой предыдущих кремлевских старцев), энергичный, говорит не по бумажке, за прогресс... "Мнение народное" развернулось на 180 градусов именно после насильственного внедрения всех этих "безалкогольных свадеб", исчезновения из продажи сахара, введения талонов на водку и прочих обрушившихся на население бед. И потом уже его иначе как "плешивым" и "Меченым" не называли (интересно, а как будут через год-два называть Путина?)
Жестокая агрессия в отношении населения у доселе благополучных режимов ретроспективно выглядит настолько немотивированной, что тут же буйно расцветают всякие "теории заговора" (например, того же Горбачева половина населения нынче всерьез записывает в "агенты ЦРУ" или там "Моссада"). Типа - ну а разве нормальному человеку пришло бы в голову столь нарочито рыть самому себе (и своей стране) могилу?
Но в реальности "реформа-убийца" - это симптом. Они появляются как знак того, что правящий левиафан окончательно оторвался от реальности и уверовал в собственную непогрешимость. Именно на этой стадии правители начинают творить "для вечности": то есть они не занимаются собственно управлением - они "подгоняют жизнь к идеалу". Ошибочно принимают спокойствие за вечную стабильность - начинают рихтовку: "а хорошо бы у нас люди перестали пить! А хорошо бы у нас с пенсией все стало как в цивилизованном мире!"
Когда вы "разгребли всю текучку" и начали, наконец, "движение к идеалу" - знайте: крах близок как никогда".