"Кирилл Рогов точно сформулировал главную моральную дилемму наших дней, коллаборационизм во благо. Я для себя ее называю "дилеммой Фуртвенглера". Не Караяна даже, с ним все понятно, клейма негде ставить на дважды почетном члене НСДАП, а Фуртвенглера, великого дирижера, который был не от мира сего и просто делал свое дело: дирижировал Берлинской Филармонией в годы нацизма. Подвергся потом денацификации, был отстранен от всего (сейчас бы сказали - "культура отмены"), страдал, вернулся за пульт под конец жизни, но прежних высот не достиг, скоро умер", - пишет преподаватель и политолог на своей странице в Facebook.
"А вот КЗЧ уволил осветителя, высветившего перед концертом надпись "Свободу политзаключенным". Можно сказать: руки прочь от администрации, они делают большое общественное благо, концертный зал (музей, театр, университет) вне политики, не надо смешивать. Но дело в том, что нельзя разделять профессиональную деятельность человека или институции и гражданскую: в рабочие дни я беспартийный профессионал, по субботам гражданин, тут играем, тут не играем.
Проблема в том, что отказавшись быть гражданином, человек или институт обесценивают и свою профессиональную ипостась. Произведенное ими условное общественное благо (концерт, научное открытие, обученные студенты) все равно растворится в безусловном зле, которое победит именно потому, что каждый "просто делал свое дело". И наоборот - только общественное благо, которое Кирилл называет "ценностным периметром общежития", а можно назвать и республикой, когда ты вступаешься за избитого, несправедливо заключенного - только это безусловное благо и делает ценными, долгосрочными, устойчивыми все частные блага, произведенными благонамеренными людьми.
И вот поэтому нет, теперь нет больше опции сказать: я не лез в политику, я просто учил детей, снимал кино, писал книги. Идет гражданская война, и нет больше больше опции стоять в стороне, потому что отсутствие внятной позиции, ссылка на "незнание" и "аполитичность" по факту означают коллаборационизм и соучастие в преступлении. А в будущем и шанс угодить под денацификацию, как тот же великий Фуртвенглер, исполнявший Бетховена для Гитлера с Геббельсом".