"Каждый раз весной во время ежегодного восхищения "Тотальным диктантом" думаю я о том, что никакой особой русской интеллигенции не существует. Что это миф такой. Вымышленная общность. Есть промышленные рабочие в сфере производства нематериальной продукции. Пролетариат умственного труда", - пишет политолог в Facebook.
"Тотальный диктант! Может ли быть что-то более нелепое и по форме и по замыслу для образованного человека? Собраться всем скопом и, высунув языки, бездумно угадывать авторские знаки препинания в чужом тексте. Сотни городов, сотни тысяч участников. Читающие селебритиз - бригадиры бесконечных рабочих бригад, самозабвенно пишущих не с глаголами отдельно. Миллионы погонных метров этих самых высунутых языков.
Русским (и не русским, любым) человека делает способность думать на родном языке, а не под диктовку хреначить связки тире и точки с запятой. Способен ли ты осмыслить реальность, создаваемую твоим языком, в свою очередь создать на основе своего осмысления что-то новое. Обогатить мир своего языка собственными идеями, чувствами, конструкциями.
Но "тотальное сочинение" и даже "тотальное изложение" (последний жанр - явно был бы для докторов наук как минимум и не все бы с ним справились) - звучит как-то не очень. А вот тотальный диктант - это самое то. Миллионы промышленных рабочих, вынужденных заниматься в жизни ерундой, тоскующих по фабрике и соцсоревнованию и мечтающих сделать что нибудь совершенно одинаковое и всем вместе. Ну как гайку, например. И отдельное мероприятие - "разбор ошибок", "проработка" в коллективе. Красота!
Любопытно и символично, что официальный патрон мероприятия - это фонд "Русский мир", а сам диктант начал проводиться в 2004 году, завоевывая все большую популярность по мере обретения Россией себя в мире модерна. Массовое промышленное производство, геополитика, войны, территориальные приобретения, политическая полиция, запрет генетики (ГМО в нашем сегодняшнем случае) и шельмование целых областей науки и техники, жи - ши пиши с буквой и.
Отдельно прекрасна популярность тотального диктанта за рубежами. Стоило уезжать, спрашивается, чтобы в один прекрасный день весной в своем Лондоне, Париже, Вашингтоне, Лос-Анджелесе пойти и написать буквально "под диктовку Москвы" совершенно бессмысленный и ненужный тебе набор слов, видя в этом странном на любой непредвзятый взгляд поведенческом акте - "единение с родной культурой"? Проверку себя на "соответствие" ей? С другой стороны - и не поспоришь, если понимать под культурой не текст как таковой, а практику принуждения к повторению любых образцов, задаваемых лидерами.
А есть ведь еще "онлайн-участники", которые регистрируются для всего этого на специальном сайте. Заводят "личный кабинет", пишут и отсылают в "центр" написанное!
Бездна материала для любого антрополога и социолога".