"Встреча Путина и Трампа носила оттенок саммита несправедливо обиженных. У нее не было согласованной повестки дня и перед президентами не лежало ни единой бумажки", - отмечает журналист в колонке на сайте "Грани.ру".
"Многие с надеждой восприняли варшавскую речь Трампа, в которой он обвинил Россию в "дестабилизирующих действиях на Украине и в других местах" и в поддержке враждебных США и всей западной цивилизации режимов, тем самым будто бы обозначив рамки предстоящей встречи. Но оказалось, что оратор никак не связывает одно с другим и для него "большая честь" встретиться с президентом дестабилизирующей державы.
"Пояснил ли Трамп произнесенные им в Польше слова?" - спросили журналисты присутствовавшего при разговоре Сергея Лаврова. "Об этом речь не заходила", - ответил он. "Верьте Лаврову, - призвал журналистов пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. - Я не работаю на Тиллерсона".
Лавров назвал атмосферу встречи "конструктивной", Тиллерсон - "очень конструктивной". Лавров сказал, что президенты "движимы национальными интересами своих стран и видят их прежде всего в том, чтобы искать взаимовыгодные договоренности, а не пытаться разыгрывать какие-то конфронтационные сценарии и создавать проблемы на ровном месте". Тиллерсон - что "мы должны найти способ двигаться вперед".
Засим начинаются разночтения. Прежде всего они касаются кибервзломов с целью оказать влияние на американский избирательный процесс. Кремлевская пресс-служба накануне гамбургского саммита распространила заявление, в котором обвинения по адресу России названы "клеветническими инсинуациями" - их, мол, "агрессивно раскручивали" демократы, "стремясь дискредитировать избранного президента". С этим мнением всецело согласен президент США. Про российское вмешательство, заявил он в Варшаве, "точно никто не знает". Ну а в Гамбурге, по его словам, все только и говорят, что о "позорном" отказе демократов сотрудничать с разведкой и ФБР в расследовании взломов.
"Конечно, президент Трамп также упомянул о том, что в США по-прежнему некоторые круги раздувают тему российского вмешательства в американские выборы, хотя и не могут это доказать, - сообщил журналистам Сергей Лавров. - Президент США Трамп сказал, что он слышал четкие заявления президента России Путина о том, что это неправда и что российское руководство не вмешивалось в эти выборы. Он сказал, что он принимает эти заявления".
Рекс Тиллерсон излагает эту часть беседы совершенно иначе: "Президент открыл встречу с президентом Путиным выражением озабоченности американского народа относительно российского вмешательства в выборы 2016 года. Они имели жесткий и продолжительный разговор на эту тему. Президент возвращался к теме российского вмешательства не раз. Президент Путин отрицал подобное вмешательство, как, полагаю, он делал и в прошлом. Но президенты - думаю, правильно, - сосредоточились на том, как нам двигаться вперед. Потому что я не уверен, что мы когда-нибудь достигнем согласия по этому вопросу".
"Различие в интерпретациях содержания беседы настолько велико, что журнал Atlantic назвал ее "Расемон-саммитом", напоминая о знаменитом фильме Акиры Куросавы, где каждый персонаж излагает свою версию одного и то же события.
Но самое главное - это, конечно, комментарии самих участников встречи. "Рекс и я имели вчера грандиозную встречу с президентом Путиным", - сообщил Дональд Трамп и разразился целой обоймой твитов. В одном из них говорится: "Я дважды сильно прижал президента Путина насчет российского вмешательства в наши выборы. Он рьяно отрицал это. Свое мнение я уже высказывал..." В другом: "Путин и я обсудили создание закрытого подразделения кибербезопасности, так что предвыборные взломы и многие другие нехорошие вещи будут под контролем..."
"В комментарии Владимира Путина легко обнаружить некоторое отступление от прежних заявлений. О России в нем сказано в третьем лице, как бы от имени независимого арбитра: "Наша позиция хорошо известна, я ее воспроизвел. Нет никаких оснований считать, что Россия вмешивалась в выборный процесс Соединенных Штатов". Не "не вмешивалась", а "нет оснований считать, что вмешивалась". Далее: "Мне кажется, что он принял это к сведению и согласился. Но на самом деле как он к этому отнесся, вы лучше спросите у него". И наконец: "Мне показалось, что он этими ответами удовлетворен".
Так "принял к сведению" или удовлетворился объяснениями российской стороны, счел вопрос исчерпанным? Похоже, что этого Трамп и сам не знает".