Соратник Алексея Навального публикует в Facebook обзор ситуации с регистрацией оппозиционных кандидатов в Мосгордуму, предполагая, что сданные ими подписи избирателей стали неприятным сюрпризом для власти.

"1. Что происходит на выборах в Мосгордуму?

Происходит паника Кремля и истерика московских властей.

2. Почему она происходит?

Да потому что подписной барьер их никогда не подводил раньше. Они его проектировали. Они знали, что он непроходим. Они его делали таким сами, чтобы спокойно регистрировать всех, кого надо (по нарисованным подписям), и снимать оппозиционеров (если те осмелятся принести сдавать нарисованные подписи). А вариант того, что кто-то подписи реально соберет они и не рассматривали даже никогда. Тем более, что это будут сразу полтора десятка человек.

3. Как она началась?

Давайте вспомним. Закон отводит на проверку подписей и регистрацию кандидатов 10 дней. Первым из независимых кандидатов сдал подписи Илья Яшин — в пятницу, 5 июля; остальные сделали это в последний возможный по закону день, в субботу, 6 июля.

Уже в понедельник, 8 июля, с подписями Яшина начала работать рабочая группа по проверке подписей. (Обычно это происходит позже; например, на выборах в Новосибирске в 2015 году заседания рабочей группы начались только на седьмой день после сдачи подписей). Конечно: зачем тянуть? Каждый день нахождения Яшина (Жданова, Соболь, Гудкова...) в статусе зарегистрированных кандидатов, с возможностью проводить встречи где угодно и т.д. — это ненужный стресс и куча проблем на ровном месте.

Они были уверены: откроют подписные листы Яшина, увидят там рисовку (благо, опытные люди ее видят сразу), зарубят подписи Яшина, потом всех остальных, и вопрос будет закрыт. Но тут что-то пошло не так...

4. Откуда мы видим, что что-то пошло не так?

По Яшину рабочая группа начала работу в понедельник, 8 июля и начала сразу с проверки данных по ГАС "Выборы". Ни по одному другому независимому кандидату (Соболь, Янкаускас, Жданов, Русакова, Гудков, Галямина...) по состоянию на вечер пятницы, 12 июля, проверка по ГАС "Выборы" даже не начиналась еще. Объяснение тут может быть одно: эта проверка не дала должного результата, не позволила выявить рисовку и брак. Яшину же обещали на следующий день после проверки по ГАС "Выборы" сразу сделать сверку по "базе ФМС" — и не сделали это до сих пор.

5. Что могло пойти не так?

Да только одно: они открыли папки с подписями Яшина — а потом и других независимых кандидатов — и с ужасом увидели, что подписи там абсолютно честные. Невозможное случилось. Собрали. Проверили по базам, позвали "экспертов"-графологов, а морок не рассеялся. Подписи все равно настоящие. И вот тогда и началась паника.

6. В чем она проявляется?

В истеричных, плохо скоординированных действиях. Во все тяжкие, кто во что горазд. Реальную проверку подписей приостановили (потому что результат, к которому она может привести, Кремль и мэрию не устраивает) и пытаются что-то придумать, импровизируют на ходу.

У Янкаускаса пытаются сочинить историю о том, что он невовремя оплатил печать подписных листов (подменив для этого платежки), Гудкову рассказывают о том, что, якобы, муниципальный депутат Вадим Коровин, будучи сборщиком, лично нарисовал подписи, у Соболь вообще просто украли одну из двух папок с подписными листами, натурально утащили в неизвестном направлении. Пытаются задействовать все возможные инструменты для пиар-работы — толпы ботов бегают и кричат о том, что, дескать, оппозиционеры нарисовали подписи и прочую такую ерунду.

Звание "Петросян года", безусловно, получает АПшный стукачок Илья Ремесло: он сегодня собрал пресс-конференцию (!) в РИА "Новости" (!!) и там гордо рассказал, что его "волонтеры" (кто это?) нашли в подписях восьми независимых кандидатов 50 "мертвых душ" (это, получается, из 40 тысяч подписей). "Откуда у тебя, Илья, могут быть персональные данные из подписных листов", - спрашивают его. Он отвечает: "А у меня нет персональных данных, нам кто-то (sic!) дал только ФИО из "подозрительных" подписей. И мы пошли и нашли могилы (!) людей с такими же ФИО (!!) на кладбищах Москвы. Годы рождения, правда другие (ааааааа! и нет, я не шучу, он серьезно это утверждает) — но я уверен, что люди-то те же, просто оппозиционеры специально года рождения подменили в подписных листах (sic!). Мамой клянусь — это те же самые люди!".

Как уровень истерики, так и ее бредовость однозначно указывают на то, что события развиваются по сценарию, который просто никто из великих стратегов Собянина и Кириенко не смог предугадать. Снимать надо. А как — совершенно непонятно. А часики-то тикают: в понедельник уже предельный срок выйдет, после которого Яшин автоматически будет считаться зарегистрированным кандидатом, а во вторник, 16 июля, — и все остальные тоже.

7. Чего они боятся больше всего?

Как всегда — массовых акций. Тут ничего не изменилось. Смелый флэшмоб Яшина в среду, когда на спонтанную встречу с избирателями перед управой Красносельского района, без особого оповещения и с анонсом за полдня пришла чуть ли не тысяча человек — очень сильно их напряг. Тем более их напрягает идея теперь уже не одного Яшина, а 15 независимых кандидатов повторить формат встречи с избирателями в более серьезном масштабе, 14 июля на Пушкинской площади; от этого им совсем не по себе. Поэтому у нас и с ФБ-ивентом сейчас странная вещь произошла (туда за сутки зарегистрировалось почти 4000 человек... после чего он бесследно пропал: то ли РКН так напугал ФБ, то ли взломали кого-то из админов встречи, то ли смогли массово зарепортить — мы еще разбираемся и расскажем, в чем было дело), и вот буквально пока я этот пост писал мэрия Москвы уже через "Интерфакс" стандартную пугалку распространила (дескать, это будет не встреча кандидатов с избирателями, а несанкционированный митинг, будем пресекать) — короче, все как обычно.

Боятся.

8. Что из этого следует?

Ничего не решено. Есть исторический — не побоюсь этого слова — шанс: добиться регистрации полутора десятков независимых кандидатов на выборах Мосгордуму. Они для этого сделали чудо — собрали невозможное количество подписей. Но время сейчас такое, что одного чуда мало. Нужно еще одно, и оно уже зависит не только от самих кандидатов, но и от всех нас".