"Еще, казалось, недавно в Москве Большую Коммунистическую улицу переименовали в улицу Александра Солженицына и повесили мемориальную доску Варламу Шаламову. Но это была совсем другая эпоха. Сейчас вот в Орле открыли памятник Ивану Грозному. Открывали его губернатор-коммунист Потомский, байкер Хирург, Проханов и Кургинян. Это еще совсем недавно казалось невероятным. Однако памятник не просто появился, но и получил одобрение РПЦ. Да, нынешняя церковь одобряет памятник человеку, который повинен в смерти причисленных к лику святых митрополита Филиппа, игумена Корнилия, архиепископов Германа и Пимена", - пишет политик в блоге на сайте радиостанции "Эхо Москвы".

"Причем еще совсем недавно, но в прошлую эпоху церковь считала идеи канонизации и почитания Ивана Грозного, высказанные черносотенным митрополитом Иоанном (Снычевым), не просто антицерковными и антинаучными, но и откровенно богоборческими. На эту тему жестко высказывались не только умершие уже Патриарх Алексий II и Киевский митрополит Владимир, но и ныне здравствующий митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В частности, он в 2004 году сказал: "Собственно, вопрос о прославлении Ивана Грозного и Г. Распутина - вопрос не столько веры, религиозного чувства или достоверного исторического знания, сколько вопрос общественно-политической борьбы. Имена Ивана Грозного и Г. Распутина используются в этой борьбе как знамя, как символ политической нетерпимости и особой "народной религиозности", которая противопоставляется "официальной религиозности" священства".

И тогда владыка Ювеналий был совершенно прав - памятник Ивану Грозному стал символом победы эпохи палачей над эпохой жертв, и эта борьба носит общественно-политический характер. События в Орле являются неким реваншем за памятники жертвам политических репрессий, среди которых было очень много представителей духовенства. И РПЦ, ставшая по сути идеологическим отделом Кремля, этот самый реванш поддерживает, считая, что памятник человеку, повинному в смертях как минимум четырех святых, вполне может открываться с одобрения высшего иерарха.

И ведь даже Сталин ограничился только фильмом Эйзенштейна с Николаем Черкасовым в главной роли! Не говоря уже об авторах памятника Тысячелетия России в Новгороде, где нашлось место практически всем правителям России, кроме Ивана Грозного. Да и вообще идеи о его почитании и канонизации родились только в середине 90-х в голове митрополита Иоанна, но тогда их воплощением были статьи на тонкой бумаге, продававшиеся за копейки у Музея Ленина в Москве. Теперь они представляют из себя государственную политику.

Кстати, о Сталине... Символично, что памятник ему стоит в Пензе. Городе, где есть единственный в стране памятник жертве его репрессий Всеволоду Мейерхольду. Но он появился в прошлую эпоху и о нем забыли. Так же, как забыли и об Осипе Мандельштаме, чью мемориальную доску сняли в Москве якобы для ремонта. Идея же с улицей его имени, планировавшаяся к реализации в честь 125-летия поэта, оказалась забытой.

Все эти исторические споры часто называют лишними и уводящими от существующей повестки дня. Однако это и есть сегодняшняя повестка дня. Реванш палачей - это не эпоха Ивана Грозного или Сталина, он происходит именно сегодня.

И это логично, потому что нас учат ненавидеть - украинцев, американцев и лично Обаму, либералов... Это список довольно объемный. Любой разговор о внешней политике и позиционировании России заканчивается рассуждениями о кольце врагов и ядерном пепле. Детей предлагается подвергать военно-патриотическому воспитанию вместо мирно-патриотического, которое действительно нужно.

Переписывание истории и вера в дремучие мифы про 28 героев-панфиловцев тоже имеют свою цель, а именно создать казенную правду о войне. Ведь вспомнить сказку и легенду, подгоняя ее под сиюминутные политические интересы, куда выгоднее, чем объяснять, как герои-фронтовики оказались репрессированы, а памятник тому, кто это сделал, устанавливается в Пензе".

"Так что памятник Ивану Грозному, как памятник Сталину, это не дань истории, которой не надо стыдиться, это общественно-политический дискурс сегодняшнего дня, где главным является создание мифов о прошлом, настоящем и будущем, а также ненависть, которую они должны подкреплять, чтобы дать волю идеям палачей".