Алексей Навальный
 
 
 
Алексей Навальный
Reuters

"Любая критика Навального постоянно перешибается действиями упырей, которые играют против него. Посмотришь на этих упырей в погонах и в штатском, и критиковать сразу не хочется. Никакой конспирологии тут нет, но естественный ход событий ведет к игре в четыре руки: у начальства не хватает способностей, чтобы не делать Навальному биографии", - пишет обозреватель на своей странице в Facebook.

"В последнее время была популярна тема о том, как ряд ведущих публицистов выступили с тревожными статьями, мол, Навальный новый Путин. Кто-то увидел здесь спланированную акцию. Хочу успокоить: даже если предположить, что такая акция имела место, это сейчас далеко не главная проблема. Игры в soft power подходят к концу, Кириенко откровенно оттесняют от управления кампанией, а основным политическим приемом становится уголовное дело.

Случай активиста Туровского, который обиделся на Навального за недостаток внимания, в этом смысле является симптомом сразу двух разнонаправленных процессов.

С одной стороны он, конечно, следствие того давления со стороны силовиков, под которым живут активисты Навального в последние месяцы: даже если Туровскому никто не угрожал, получить по голове от сотрудника полиции все равно не очень приятно, тут хочется что-то в своей жизни переосмыслить.

С другой стороны, к ближнему кругу Навального активисты предъявляют все больше претензий - говорят, что круг закрыт, самодоволен. Один из администраторов сообщества в поддержку Навального "ВКонтакте" заявил, что Волков и компания не обеспечивают безопасности штабов простейшими методами - установкой в них видеокамер. И интересно тут скорее не содержание претензий, а то, что вся эта схема работает на повышение "политической культуры" в стране. Навальный рассказывает, что нужно требовать демократии и прозрачности, и его тут же проверяют на эти признаки его собственные сторонники. Которые, к слову, пользуются теми же методами: публикация спорных фактов в интернете.

Интересно, конечно, что в итоге победит: останется ли с Навальным ближний круг и условный электорат, перехваченный у Гиркина, или все-таки критика даст какие-то содержательные изменения (включая осознание невозможности дебатировать с Гиркиным).

И отдельный вопрос - можно ли вести эффективную предвыборную кампанию неавторитарными методами в нынешней России. Это ведь, страшно подумать, потребовало бы от Навального создания (не обязательно зарегистрированной) организации и подотчетности, выборности ее политического руководства".