"Вопрос школьного питания, по большому счету, это даже не компетенция местного самоуправления. Это, вообще говоря, компетенция конкретной школы. Причем, даже не на уровне директорского волюнтаризма, но родительских комитетов. Потому что регионы разные, города разные, местные традиции и инфраструктура разные, школы разные, родители и дети разные", - пишет обозреватель на своей странице в Facebook.

"Начиная от семейных укладов и персональных особенностей: где-то непременно завтракают, а у кого-то желудок к полудню только просыпается, через религию и убеждения: кто-то не ест свинину, другие - говядину, третьи не мешают молочное и мясное, четвертые вообще вегетарианцы, а пятые постятся, заканчивая просто медициной: одни не усваивают лактозу, другие - раздуваются от клубники, а кому-то надо есть по часам.

У меня микровыборка. Я один единственный раз в жизни был вожатым. Из 30 детей в отряде - пятеро имели ограничения по питанию. Это вот вообще не тот вопрос, который нужно решать казарменно-строевым методом из федерального центра.

Первый год в моей первой школе физически не было столовой (прекрасные советские архитекторы просто забыли предусмотреть ее в проекте), и пока ее спешно достраивали аппендиксом - каждый день дежурил кто-то из родителей, ответственный за розлив чая, в то время, как мы поедали домашние "тормозки".

Возможно где-то поступят так, в другом месте - родители договорятся с местным рестораном на какое-то подобие организованного бизнес-ланча или доставку обедов, в третьем - это будут абонементы в столовую, в четвертом - никто ни на что не договорится, вручая детям по 100 рублей на самостоятельный прокорм.

В школе N1 будет халяльная столовая, N2 - кошерная, N3 - вегетарианская, в школе N4 ее вообще не будет, потому что решили вопрос иначе. Другой вопрос в том, как эта инициатива продается. Горячее питание младших школьников - это ответ на такую степень бедности семей, когда они неспособны ребенка физически кормить.

Тут есть два решения. Первый - уйти в отставку с позором. Прокорм как вызов - это повестка совсем уж африканская. Школы как гуманитарные кухни - это называется доруководились, просьба освободить вагоны.

Если первый почему-то нет, то второй - не пудрить мозги, выстраивая новую вертикаль, но просто платить пособия. Выплачивать родителям из расчета 200 рублей в учебный день (их 173 в год) на каждого из 16 млн российских школьников - это жалкие 500 млрд рублей, 0,5% ВВП, меньше 20% московского бюджета, 2% суммы, что угробят на нацпроекты, безо всякой мультипликации.

Бедные семьи накормят детей (любым выбранным способом), средние семьи - подарят ребенку новый Xbox или в кино сходят. Всем будет хорошо: детям, родителям, экономике в целом".