"27 лет прошло. Помню вот, что по причине бесшабашности остался в ночь на площади перед Белым домом - часть людей разошлась, но многие и остались. Временами носился слух, что придут военные и будут нас разгонять "черемухой". Это звучало тревожно, поэтому я залез на троллейбус в расчете на то, что увижу с какой стороны подойдут нас разгонять и успею двинуться в правильную сторону, чтобы покинуть площадь", - делится в Facebook воспоминаниями о событиях 1991 года публицист и политолог Александр Морозов.

"Ну, и все. Хотя они ввели комендантский час, но они были не в состоянии его реализовать. И я уже не помню, когда я ушел оттуда, что я делал потом.

Очевидно, что если бы Россия (из бывш.РСФСР) должна была бы состояться - то это и был первый день свободной России. Длительное время после этого - и при конфликте Ельцина с ВС, и во время чеченской войны - и потом вплоть до середины 2000-х гг. - при всех издержках и "ужасах" я считал, что свободная Россия вполне получится. С историческим отсчетом от этой даты, от 19-20 августа 1991 - поскольку ни от какой другой даты невозможно сконструировать историю свободной России.

Сейчас я просто не вижу вообще того горизонта, в котором можно говорить не только о свободной России, но и вообще и о России. Поэтому большой радостью является лишь то, что некоторые люди, которые участвовали в тех события - хотя бы просто не повредились умом полностью за истекший период. Игорь Клямкин, Таня Малкина, Паша Гутионтов и др. Много этих людей. Они все тут - на расстоянии вытянутой руки. Всякий раз, когда обнаруживаешь, что человек сохранил себя, не деградировал и не запутался в брехне, испытываешь "радость находки". (Хотя, конечно, повредившихся заметно больше. Соотношение пугает).

Я сделал для себя такой вывод: раз Россия не смогла построить себя, отталкиваясь от этой даты - от даты выхода из коммунизма в сторону национального строительства (как у остальных народов бывшего "восточного блока"), то это означает только одно - потом, в неизвестном будущем потребуется переучреждать Россию. Очевидно, что к этой дате уже невозможно вернуться, она уже размыта, ее нет.

Значит, потребуется "новая дата". Но, конечно, только в том случае, если тут вообще будет учреждаться "Россия". Вполне возможно, что тут будет учреждаться какое-то иное государство. На мой взгляд, именно в эту сторону идут дела. И тут будет государство "Новая Евразия" или что-то в этом роде".