"По утрам выходит официальная статистика по ковиду, и у меня на всех девайсах начинают тренькать уведомления: 8 тыс. новых заболевших, 3 тыс. скончалось. И вслед за ними оперативная аналитика: цифры уменьшаются! Россия уже прошла плато! В лидерах по низкой смертности Тамбовская область! Напоминает советские времена, программу "Время" и радостные сводки от хлеборобов Кубани и сталеваров Кузбасса, а ты такой слушаешь эти цифры и понимаешь, что они откуда-то из космоса, из параллельной реальности, и к твоей жизни не имеют никакого отношения", - пишет профессор НИУ ВШЭ на своей странице в Facebook.
"То есть у меня лично уже давно произошло отчуждение человека от статистики, которая превратилась в подразделение административной вертикали и стойко держит заданные бенчмарки: дойти до плато в 10 тыс. в день и от него отыгрывать вниз и держать рубеж смертности в 1% от числа выявленных заболевших. И цифры - всего лишь индикаторы политической готовности властей снимать карантины.
И все, вроде бы, согласны на эти правила игры, и так проще жить в этой статистической иллюзии, но вдруг случаются казусы типа врачей или Дагестана, когда корпоративная или родоплеменная солидарность не дают скрыть реальные цифры и вываливаются показатели, никак не бьющиеся с благостной картиной.
И мозг застывает перед неразрешимыми дилеммами, которые неудобны, как на них ни смотри - вот эта смертность врачей в 16 раз выше среднемировой, это что? У нас врачи так плохо защищены, или так слабы здоровьем, что умирают в 16 раз чаще, или же смертность российских врачей ближе к среднемировой (а мы все читали, что и в Италии, и в Нью-Йорке остро не хватало СИЗ, так что Россия не одна такая), и реальная смертность от ковида в 16 раз выше официальной?
Правда, видимо, где-то посередине, но все равно остается неясность, на сколько умножать официальные цифры, и удивление тому, с каким энтузиазмом все эти облачные цифры принимаются комментировать".