"На выборах в Каталонии правящая в Испании Народная партия с лозунгом "Испания это решение!" набрала гордые 4% и взяла 3 места из 135. Оказалось, не решение Испания ни разу", - пишет политолог на своей странице в Facebook.
"Какой был план Мадрида? Создать обычный для парламентских латинских систем бардак. Большинство 50% списочного состава + 1 голос не должна была получить ни одна политическая сила. Не "партия", а именно сила с четким самоопределением по главному вопросу современности - независимость Каталонии\единство Испании.
Арсенал методов был что ни на есть полный. Лидеры сецессионистов - в изгнании или в тюрьме, лидеры влиятельнейших националистических общественных организаций, с которыми ранее связывали политические успехи сецессионистских партий, - в тюрьме, экономика - на спаде, в чем обвиняют сторонников независимости, ЕС сто пятьдесят раз сказал, что независимую Каталонию он не ждет никогда и нигде, провинциальные силовики основательно почищены, начальники - под уголовными делами, институты власти переведены под внешний контроль Мадрида, ежедневно идут новости про то, что очередные публичные фигуры, выступающие за независимость, становятся фигурантами уголовных дел по статье "мятеж" с санкцией не в "двушечку", а в "тридцаточку" в перспективе.
Информационные атаки, обвинения в предательстве лидеров, настойчивый посев в СМИ данных соцопросов, свидетельствовавших о том что "независимость перестала быть популярной", "люди раскаиваются" и все вот это. В результате - полный провал и отдельная электоральная катастрофа правящей Народной партии.
Любопытно, что "Горожане" - правоцентристская партия, занявшая формальное первое место с 25% голосов, на словах занимала еще более жесткую антикаталонскую позицию, чем народники. Но слова - это одно, а реально людей в тюрьму сажала и громила муниципалитеты не "Горожане", а Народная партия.
И вот девушка из Саламанки Инес Арримадас в полном шоколаде и кричит о том, что именно она хранит единство Испании и вообще всех победила (Лозунг "Горожан" - "А теперь мы проголосуем!" - продолжение их темы с бойкотом референдума), а девушке из соседнего Вальядолида, жесткому и последовательному лидеру Народной партии, Сорайе де Санта Марии, возглавлявшей Каталонию по мадридскому мандату и реально работавшей над единством и контролем, впору думать о конце политкарьеры.
Какие выводы уместно сделать?
Первое. Проблема независимости Каталонии - не "вымышленная", не придуманная политиканами или вброшенная антиеэсовскими силами, как говорили в Мадриде и в ЕС, а более чем реальная. Именно она не просто формирует повестку сегодняшней Каталонии и всей Испании, а является единственным ее ключевым вопросом.
И дальше - статус стран внутри ЕС, понимание государства как такового и его роли в современном мире - является ключевым вопросом для ЕС в целом, который не купируют даже лайт-формы государственного насилия. Ответ бюрократии - "статус-кво нам удобен, поэтому менять ничего не надо" - не устраивает граждан ЕС.
Второе. Сажать людей в тюрьмы, громить политические системы врагов, администрировать институты с помощью внешнего управления и работать на выборах, работать с общественным сознанием - это разные виды деятельности. Сказав А - тюрьмы, уголовные дела, перехват управления - надо идти путем государственного насилия до конца. Давать людям голосовать и надеяться, что они прямо вот так и проголосуют за сапог, который ты им на хребет ставишь, - наивно. Народная партия сама выступила своим могильщиком.
Третье. Главной повесткой, предложенной новым составом парламента, очевидно будет даже не референдум здесь и сейчас - а освобождение политзаключенных и демонтаж судебно-карательной системы Мадрида по отношению к Каталонии. И если Мадрид даст слабину - все, кончилась монархия.
Единственным ответом Мадрида может стать только большее судебное давление, большее количество штрафов и посадок. Что на втором шаге даст раздражение уже в ЕС и в самой Испании. И так по сравнению с тем, что происходит в Испании, наше "болотное дело" выглядит детским утренником, а если испанцы еще и усилят и углубят, то станет вообще неприлично.
То есть перспективы Испании становятся вдолгую существенно более печальными, чем были даже в день референдума.
Четвертое. Вариант выхода - это та самая конституционная реформа, которую Рахой согласовал перед референдумом с основными политическими партиями. Но шутка в том, что сегодня она не выглядит социологически одобряемой (испанская деревня - за насилие для врагов Родины и всяких "анархистов") раз. И два - для оппозиции Рахою позорный процент Народной партии в Каталонии станет поводом для атаки на его правительство, как неспособное в принципе вести "каталонскую политику" вне мер государственного принуждения.
То есть каталонский кризис только начинается".