"Недавно американского инвестора Майкла Калви отправили в СИЗО по обвинению в мошенничестве. Калви работал в РФ более 20 лет, инвестировал еще в старый "Яндекс". На суде по мере пресечения сказал нечто о том, что суд в России всегда был честным, только вот тут что-то подкачал. Обвиняют его в том, что он продал на 3 млрд акции стоимостью 600 тыс. Потому что реальную стоимость акций в России знает не биржа и не эксперты, а только ФСБ", - пишет публицист на своей странице в Facebook.

"Когда-то либеральный президент Медведев устроил оттепель и запретил помещать в СИЗО за экономические преступления. В итоге обвинять стали не в экономических преступлениях, а в мошенничестве. И сажать в СИЗО. Благо состав по 159-ой не менее резиновый, чем по "экстремизму". Это к вопросу, к чему в России приводит всякая "оттепель".

В связи с этим делом многие пишут - дескать, окончательный наезд на бизнес. Мол, пройдена красная черта - на этот раз точно последняя. Не как в прошлый раз. И в позапрошлый. Тут уж бизнес точно терпеть не должен. Должен либо дружно выступать против власти, либо (что вероятнее) дружно паковать вещички и валить отсюда.

Откуда взялось это представление, будто предприниматель - это какой-то особо свободолюбивый человек? Разве что, из фэнтези Айд Ренд, где предприниматели за все хорошее, а чиновники - за все плохое. В реальности бизнес - производное от институциональной среды. Исторически бизнес эволюционировал в тесной связке с государством. Итальянские республики брали дань со своих торговцев, а взамен топили в морях суда конкурентов. За лесными разбойниками маячила поддержка аристократов, а за аристократами маячили деньги торговцев. Все довольны.

Вот и типичный предприниматель в России - это человек 15-го века. Негоциант, который когда нужно торговец, когда нужно пират, когда нужно дипломат - в смысле решает вопросы с князьями и баронами. Конечно, есть минусы - можно обнаружить себя в СИЗО "Медведь". Но есть и плюсы - в СИЗО "Медведь" можно обнаружить и конкурентов.

В общем, я хочу сказать, что немного скептически смотрю на перспективу массового гражданского героизма со стороны людей, привыкших зарабатывать на ставках в казино "Дилемма заключенного".