Генрих Второй
 
 
 
Генрих Второй
Saforrest / Wikimedia Commons

"Иногда бывает слушаешь песню, которая обрывается на полуслове, и сразу: "Ну блин, нужен еще один аккорд, тут чего-то не хватает". С историей такое происходит сплошь и рядом. История целиком состоит из незавершенных историй. Из-за этого бытует мнение, что бог — плохой сценарист", - пишет журналист и маркетолог в Facebook.

"Но, может, он как раз очень хороший сценарист, просто у него немного другие временные рамки, поэтому на некоторые истории он готов потратить тысячи лет, и ему все равно, что мы об этом думаем.

Вот, например, был в Англии король Генрих Второй. это конец двенадцатого века, крестовые походы, рыцари, столовых приборов еще толком нет, вот это вот все. У Генриха и так характер был говно, а тут еще так случилось, что Генрих Второй сильно ругался с церковью, от чего его характер испортился еще сильнее.

С нашей точки зрения, кстати, не очень понятно, кто там был прав, а кто виноват, потому что Генрих местами хотел вполне нормальных, по нашему мнению, вещей. Например, он считал, что перед законом все должны быть равны, и поэтому требовал, чтобы церковников, совершивших уголовные преступления, можно было судить обычным судом. Но он еще много чего требовал, так что, если коротко, у нас просто есть две враждующие группировки, которые борются за деньги, влияние и власть.

И вот, чтобы бороться было полегче, Генрих Второй протолкнул на должность архиепископа своего канцлера по имени Томас Бекет. Его, кстати, предупреждали, что Томас сдаст и не поморщится, но Генрих только отмахнулся.

Но, разумеется, так и случилось: Томас оказался еще более непримиримым противником короля, чем его предшественник. Ну, то есть реально стало намного хуже. Генрих чувствовал себя преданным и однажды на каком-то государственном совете вышел из себя и сказал что-то такое: "Да каких же, сука, я пригрел бесполезных дебилов и предателей, что они позволяют какому-то там чинуше так обращаться с его величеством". Это он себя имел в виду под его величеством.

Ну или он сказал: "Да неужели, блин, никто не освободит меня от этого долбаного попа?". В общем, что-то такое. Дословно никто не записал. Но все сходятся на том, что это была такая немножко раздраженная реплика в воздух. Ну просто королю с плохим характером тоже иногда нужно пожаловаться на жизнь.

Однако четыре рыцаря поняли его буквально. 29 декабря 1170 года они встретили Томаса Бекета на пороге Кентерберийского собора. Том как раз шел к себе на работу делать гадости против британской короны. Изначально предполагалось, что они арестуют Томаса, но, знаете как бывает, слово за слово, а кто ты такой, а ты сам кто такой — короче, они его довольно быстро зарубили насмерть.

Это еще больше осложнило отношения Генриха с церковью. При жизни Томаса в церкви тоже не особо-то любили, но стоило ему умереть, и оказалось, что не было человека чище и лучше. Судить рыцарей обычным судом никто не стал, потому что у Генриха — удивительное дело — сначала не нашлось времени, а потом ну как бы чего старое вспоминать.

Тем не менее, погасить конфликт не удалось. Рыцари сначала ударились в бега, потом построили в Шотландии церковь (нет, сказал Папа, церковью не отделаетесь), потом там у них еще какие-то битвы начались, но, в общем, в итоге они все-таки приехали в Рим через три года после убийства и попросили прощения.

"Да вы что", — говорит им Папа. "Это же был Томас Бекет. Он мне как сын. какое прощение, чуваки". В общем, Папа отправил их к тамплиерам, которые как раз защищали святую землю от сарацинов. Вернуться и еще раз попросить прощения рыцари могли только через 14 лет. Томаса Бекета, который, напомню, при жизни никому не нравился, Папа примерно в это же время объявил мучеником и святым.

Что касается рыцарей, то по одной версии из святой земли никто из них не вернулся, а по другой — вернулся только один, его звали Ричард ле Бретон. По иронии судьбы его далекий (и, скорее всего, не прямой, но все же) потомок — Фрэнсис ле Бретон — похоронен в церкви святого Томаса.

Это очень старая церковь, она была построена в 1219 году. И святой Томас в ее названии это тот самый Томас Бекет. Ы путеводителе про эту церковь написано так: "большинство туристов начинают свой маршрут со знаменитого собора, но закончить его следует здесь, в церкви святого Томаса, в тихом сердце города".

Город называется Солсбери".