Комментируя нашумевшую историю с жалобой жительницы Санкт-Петербурга на наготу копии знаменитой статуи Давида работы Микеланджело, установленной на одной из улиц города в рамках выставки "Микеланджело. Сотворение мира", журналист отмечает, что знаменитого скульптора обвиняли в непристойности еще при жизни, а его ответ ханжам актуален и поныне.
"Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? Этот гигант уродует детские души!" Это цитата из письма жительницы Петербурга Инны уполномоченному по правам ребенка в этом городе Светлане Агапиевой", - пишет Игорь Яковенко на сайте "Ежедневного журнала".
"Статья 1266 части 4 Гражданского кодекса РФ о неприкосновенности произведения запрещает вторгаться в творческий замысел автора, а статья 1267 гласит, что неприкосновенность произведения охраняется бессрочно и после смерти автора.
Поскольку Микеланджело Буонарроти 452 года назад умер, организаторам выставки будет сложно получить его согласие на подобные издевательства над скульптурой. Впрочем, художник и при жизни сталкивался с аналогичными попытками, и поэтому его мнение можно приложить к делу.
Дело в том, что целомудренная гражданка Петербурга была не первой, кого возмутили работы Микеланджело. Ее предшественник, кардинал Карафа, основатель папской инквизиции, еще 475 лет назад обвинил Микеланджело в безнравственности и непристойности, когда увидел то, что изображено на фреске "Страшный суд", которая занимает всю алтарную стену Сикстинской капеллы.
Тогда, почти пять столетий назад, в Ватикане все развивалось точь-в-точь, как сегодня в Питере. Была организована акция под названием "Кампания фигового листка", целью которой было изъятие "мужиков без порток" и "баб без лифчиков" со стен главного католического храма.
Так вот, когда в 1564 году, через 23 года после открытия фрески "Страшный суд", кардинал Карафа, ставший к тому моменту папой Павлом IV, распорядился одеть участников этого важного мероприятия если не в реале, то хотя бы на фреске, Микеланджело, узнав об этом, просил передать Папе: "Удалить наготу легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид".
Спустя века католическая церковь избавилась от излишнего ханжества, и Папа Иоанн Павел II в 1994 году дал по этому поводу разъяснения: "Микеланджело выразил свое собственное понимание слов из книги Бытия "и были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого" (Бытие 2:25). Сикстинская капелла – это, если можно так сказать, святилище богословия человеческого тела".
Современные российские ханжи намного святее римского Папы и намного более суровы ко всяким неприличиям, чем даже современники Микеланджело. Тех возмутил не сам факт изображения голых людей, а лишь то, что они изображены на алтарной стене. А бдительная жительница Питера требует одеть портки на Давида, который и не думал заходить в храм, а просто стоит себе на улице".
"Неловко обсуждать такие вещи с серьезным выражением лица. Но тут есть некая проблема. Она - в торжестве ханжества, мракобесия и идиотизма, которые навязывают свою повестку дня всем нам. Вот эта "Инна" (на сайте Уполномоченного по правам ребенка сказано, что имена заявителей условны) смогла навязать свою повестку всем питерцам. Теперь, возможно, предстоит уже вполне позорная акция напяливания на Давида российских "порток" и российского же ватника. Поскольку его прекрасное тело оскорбило чьи-то чувства.
Раз такое дело, поделюсь своими чувствами. Их, эти чувства, очень сильно оскорбляют бесстыжие лица путинских чиновников и холуев. Они эти свои срамные физиономии совершенно не скрывают, а как самые последние извращенцы-эксгибиционисты демонстрируют самые стыдные части своего тела миллионам телезрителей, явно получая от этого мерзкое удовлетворение".
"Позволю себе перефразировать великого флорентийца. Вместо того, чтобы обсуждать, чем прикрыть наготу в искусстве, пора обсудить, как привести в пристойный вид страну, в которой живем. А то за нее все стыднее и стыднее".