"После Путина, когда абсолютное большинство россиян поймет, что мнимых "успехов" России, о которых врала путинская пропаганда нет и никогда не было. Когда выяснится, что у России нет значительных успехов в укреплении обороноспособности, а большая часть колоссальных средств, потраченных на техническое перевооружение ОПК и разработку новых видов вооружения, разбазарена и разворована... Когда выяснится, что "национальные проекты" были банальным "распилом" бюджетных денег "среди своих" по давно наработанным коррупционным схемам", - пишет аналитик и публицист в Facebook.
"Когда выяснится, что шум об инновациях и развитии не соответствует достигнутым результатам и тоже является прикрытием "освоения" денег чиновниками. Когда выяснится, что патриотизм, навязываемый пропагандой, является прикрытием для обогащения методом воровства, казнокрадства и коррупции ближайших соратников и друзей Путина ("Что-то заговорили о патриотизме. Наверное, опять проворовались" Салтыков-Щедрин)...
Когда выяснится, что у государства нет средств даже на ту убогую "социалку", которая у нас есть сейчас...
...Россию накроет национальная депрессия и разочарование в государственных институтах, которая наложится на "выученную беспомощность" оставшуюся от советского патернализма. Вот тут и настанет хорошее время для популистов и экстремистов разного толка от коммунистов до нацистов. Россия окажется на пороге гражданской войны (для недалеких антироссийски настроенных людей напомню, что гражданская война в стране обладающей крупнейшими запасами ядерного оружия означает гарантированное уничтожение всего живого на планете) между анархией и диктатурой.
Вот тут ради сохранения мира в стране (и жизни на планете) надо будет дать людям надежду и цель в виде демократической республики. После Путина и на фоне общества, замороченного мифами о пользе деспотизма и преимуществах "сильной руки", это будет дьявольски сложно.
У нас в России формально существуют все необходимые институты нормального демократического государства, формально существует неплохая демократическая Конституция (не сильно испорченная увеличением сроков Думы и президентства), но, по сути, все это испорчено, превращено в имитацию, в "карго-культ" демократии ради сохранения деспотичной авторитарной диктатуры Путина, его казнокрадов и коррупционеров.
После Путина все эти испорченные институты надо будет наполнить смыслом и заставить выполнять свои функции по нахождению национального консенсуса, а не функцию защиты несменяемой власти группы лиц, занятой обогащением за счет бюджета.
Первым препятствием станут утверждения "в России демократии никогда не было - у нас ничего не получится" и "Россия всегда была деспотией, русские это рабы". На фоне национальной апатии, "выученной беспомощности" и разочарования в своих силах это будет крайне сильный аргумент, который будет препятствовать построению работающей демократии в России.
Общество будет опять ждать нового деспота, который "придет и сам сделает всем хорошо". Это есть и сейчас, когда либеральная общественность грезит о "российском Ли Кван Ю", а левые о "новом Сталине".
В этой ситуации надо людям дать ощущение возможности построения демократии. И у нас в истории есть такой пример - это республики Великого Новгорода и Пскова, просуществовавшие сотни лет в агрессивном окружении средневековья.
Это тот самый пример, который станет аргументом против постоянного возрождения диктатуры и деспотии. "Тогда получилось, почему не получится сейчас"? Мифу о вечности деспотии в России надо противопоставить историю. Деспотия на Руси была НЕ всегда.
Запад тоже, кстати, пришел к демократии не сразу. Во Франции сейчас пятая (!!!) республика, первые попытки ее построить привели к возрождению монархии. В Англии формально республика вообще просуществовала только с 1649 по 1660 год. На пути к современной демократии Запад прошел через две мировые войны, а также через диктатуры фашистов в Италии и нацистов в Германии.
У нас тоже свой трудный путь к демократии: от свержения деспотии царизма в феврале 1917, через советский тоталитаризм и путинскую авторитарную диктатуру. Главное помнить, что успешный опыт существования республики в России уже был. Всего 550 лет назад. Пришло время ее возродить!"