"Это не санкции, это больше похоже на "последнее китайское предупреждение". Или, другими словами, "вы все под колпаком у Мюллера". Сколько чиновников сейчас сидят и гадают, что завтра будет с их счетами и недвижимостью?" - пишет политик на своей странице в Facebook в связи с обнародованием "кремлевского доклада".
"То же и в бизнесе (хотя его, конечно, во многом надо брать в кавычки, учитывая степень единства с государством). При этом критерии списка мне не очевидны: например, почему в нем Дмитрий Каменщик или Глеб Фетисов, которые преследовались государством? Олег Тиньков и Михаил Федотов? Вопросов по списку много: списываем на ковровые бомбардировки? Со многими людьми из списка я знаком и не раз слышал от них, что они считают себя "вне политики". Ну вот, классика: политика пришла за тобой. Мораль актуальна не только для фигурантов списка.
Сейчас главная дискуссия, напряженный нерв родного фейсбука - какие практически выводы из списка последуют. Одни уверены, что это приговор режиму, другие - что это просто справочная информация, кто есть кто в правительстве и российском списке Forbes. Правда, как водится, может оказаться посередине.
Однако еще раз нужно подчеркнуть: это угроза, но не удар. Пока список грозит только парой утренних инфарктов у особо чувствительных натур.
Понятно, что сразу приведен в действие такой список не будет: администрация Трампа уже заявила, что считает достаточными и нынешние санкции. Но теперь в США начнется политическая игра, Трампа станут прижимать к стенке, сам этот документ станет козырем в руках оппозиции. Он будет всюду публиковаться и обсуждаться с очевидной коннотацией - но это их жизнь. А у нас будет другое: многим из списка уже сейчас можно выдавать колокольчик, как в средние века делали с прокаженными. И от некоторых из них партнеры и без санкций могут дистанцироваться или как минимум повышать цену сотрудничества - за риск.
Практический вывод для нас: ничего хорошего. Конечно, можно "порадоваться" за Сечина и других одиозных персонажей, но все мы знаем, что будет дальше: ядерная бомбардировка Воронежа и массовые компенсационные выплаты из бюджета членам кооператива "Озеро".