Художник Юрий Альберт отказался участвовать в Шанхайской бьеннале из-за цензуры
 
 
 
Художник Юрий Альберт отказался участвовать в Шанхайской бьеннале из-за цензуры
artchronika.ru

Шанхайская бьеннале современного искусства, которая откроется 2 октября, пройдет без первоначально запланированного участия российского художника Юрия Альберта, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на Николая Молока, директора по развитию фонда Stella Art, который занимается организацией экспозиции российского павильона на бьеннале.

В апреле было объявлено, что представлять Россию в Шанхай отправятся Анатолий Осмоловский, Дмитрий Гутов, Андрей Филиппов и Юрий Альберт. Однако последний на своей странице в сети Facebook сообщил, что из-за цензуры, введенной на его проект, принимать участия в ней не будет.

"Я должен был быть представлен двумя проектами, отобранными и согласованными: "Автопортрет с закрытыми глазами" - описание картин Ван Гога шрифтом Брайля; и "Московский выбор" - инсталляция с опросом зрителей, получившая в прошлом году премию Кандинского. Пару недель назад китайские чиновники ультимативно потребовали убрать из инсталляции первые два вопроса. Я на это не согласился и отказался участвовать в бьеннале", - написал художник.

Он также привел формулировки вопросов, не понравившихся китайцам: "Является ли тот факт, что никто из русских художников не протестовал против войны с Грузией, основанием для того, чтобы изменить Ваше отношение к современному русскому искусству?", "Сказывается ли усиление цензуры и самоцензуры на качестве современного русского искусства?".

Со своей стороны Молок рассказал агентству, что наличие цензоров для них сюрпризом не стало - об этом они были предупреждены заранее, но претензия к проекту Альберта стала сюрпризом.

"Цензурирование произведений происходит со стороны не кураторов и не организаторов бьеннале. Практически все выставки просматриваются, условно говоря, неким "худсоветом", только состоит он не из специалистов по искусству, а из чиновников. В Китае это довольно распространенная практика, когда по каким-то причинам работы либо снимаются с выставок, либо они вовсе закрываются. Мы все это знали, - сказал собеседник агентства. - Другое дело, что мы были удивлены, что цензура затронула наши работы потому, что они абсолютно спокойны с нашей точки зрения, они не были посвящены болезненным китайским проблемам".

По словам Молока, в адрес китайской стороны было написано письмо, в котором рассказывалось, что проект "Московский выбор" неоднократно выставлялся и даже был отмечен премией по современному искусству, то есть "он легитимизирован в России".

"На них это, к сожалению, не подействовало, а Альберт отказался что-либо менять в своем проекте. Его позиция нам абсолютно понятна, и мы ее приняли", - отметил директор по развитию фонда Stella Art.

В российском павильоне покажут как уже знаменитые проекты российских художников, так и сделанные специально для Китая. Например, там можно увидеть проект "Веерное отключение" Филиппова, который демонстрировался весной этого года в выставочном пространстве Stella Art, а также работы Осмоловского из серии "Изделия" - ее показывали на кассельской выставке "Документа" в 2007 году. Что касается Гутова, то специально для бьеннале он делает масштабную инсталляцию по мотивам своего проекта "Институт Лифшица".

В настоящее время организаторы российской экспозиции занимаются ее переработкой в связи с отказом Альберта от участия. Какие конкретно проекты займут освободившееся пространство, пока не известно.

Общая тема Шанхайской бьеннале, которая продолжит свою работу до весны следующего года, - "Реактивация". Ее главным куратором стал пекинский скульптор и художник Цю Чжицзе, а сокураторами - критик и философ Борис Гройс, занимавшийся российской экспозицией на прошлой Венецианской арт-бьеннале, директор центра современного искусства в Сан-Франциско Йенс Хоффманн и Джонсон Чанг, приглашенный профессор Академии искусств в Ханчжоу, директор галереи Hanart TZ и член правления Арт-архива Азии.