Кинорежиссер Юрий Мамин опубликовал на этой неделе на своем сайте открытое обращение к кинематографистам и общественности, в котором заявил, что Фонд кино разрушил "миф о возрождении "Ленфильма". Экспертный совет фонда одобрил лишь один из пяти представленных "Ленфильмом" кинопроектов, при этом за бортом оказались проекты самого Мамина - комедия "Окно в Париж, 20 лет спустя" и исторический фильм "Радость любви к Джойсу".
Кинорежиссер уверен, что, не получив финансирования на все пять проектов, студия обречена на прозябание и не сможет даже освоить 1,5-миллиардный кредит, выделенный ей в мае 2013 года на решение хозяйственных проблем.
- Кармалита, Герман-младший и Андрей Сигле поддержали Мамина
- Гендиректор "Ленфильма" удивлен письмом Мамина
"Но, может быть, восстановление питерской киностудии и не планировалось президентом? Путин мог пообещать уважаемым кинематографистам поддержку и помощь, желая сохранить лицо защитника культуры, а своим подчиненным мог тут же порекомендовать спускать дело на тормозах, не предвидя коммерческую выгоду от этого проекта. Иначе происходящее можно объяснить лишь саботажем руководящих чиновников по отношению к наказу президента страны", - пишет Мамин.
Есть в письме и нелицеприятные слова в адрес министра культуры Владимира Мединского. "Новый начальник кино объявил мне запрет на профессию, - заявляет кинорежиссер. - Почему? Да потому, что я один из лидеров кино времени перестройки, потому, что я социальный критик общества, потому, что я общественно заряженный, независимо мыслящий автор-режиссер".
Кроме того, в письме Мамина содержится критика существующей системы распределения госфинансирования для кинематографа. Это распределение осуществляется по принципу "закрытого клуба": с 2009 года распределением госсредств занимается Фонд кино, эксперты которого - так называемые киностудии-"мейджоры", лидеры российского кинопроизводства в количестве семи, - получают львиную долю финансирования.
Кармалита, Герман-младший и Андрей Сигле поддержали Мамина
Член совета директоров "Ленфильма" кинорежиссер Алексей Герман-младший заявил изданию "Фонтанка.ru", что экспертный совет Фонда кино и те продюсеры, которые отбирают проекты для финансирования, действительно руководствуются не очень понятными критериями.
"Не поддержан "Чайковский" Кирилла Серебренникова и два проекта Юрия Мамина, - говорит Герман-младший. - Это вопрос приоритетов. Министерство культуры не может финансировать сложные исторические фильмы, так как господдержка кино ограничена небольшими суммами. Но ситуация, в которой замечательный режиссер Юрий Мамин не получает финансирования, - это глупость и безобразие".
Он не считает, что имеет место "заговор" руководителей фонда и Владимира Мединского, но уверен, что экспертный совет Фонда кино нуждается в реорганизации. "В совет надо вводить независимых экспертов, среди них должны быть не только продюсеры компаний, которые получают деньги фонда и давно существуют в некоем симбиозе друг с другом. Это должны быть и независимые прокатчики, люди, которые могут оценить не только русский прокат, но и перспективы зарубежного проката. В этой части своего открытого письма Юрий Мамин прав", - считает Герман-младший.
Председатель общественного совета киносценарист "Ленфильма" Светлана Кармалита отмечает, что отказ от сценария фильма о переводчиках Джойса может быть признаком куда более пугающих тенденций, тем те, о которых пишет Юрий Мамин.
"История с прохождением сценария о Джойсе непостижима для меня, - говорит Кармалита. - Я читала его осенью прошлого года, и он произвел на меня очень сильное впечатление. Я была готова, что его примут, и мы снимем фильм, в соответствии со стратегией, принятой, когда студия получила так называемую "самостоятельность возрождения". Когда вдруг сценарий не допустили до общественного слушания, мы были потрясены этим обстоятельством. Я разговаривала с министром культуры, который внимательно отнесся к проблеме. Сценарий был вынесен на обсуждение, на питчинге наши проекты были представлены профессионально и замечательно - это слова тех, кто там был. И вдруг сценарий не получил деньги. Боюсь, что это доведенная до абсурда и, возможно, не осознанная самоцензура. Я ничем не могу это объяснить, кроме того, что в сценарии идет речь о 30-х годах прошлого века. В конце появляются титры, повествующие, что четверо переводчиков Джойса были расстреляны в 37-м году, в их числе и блистательный переводчик Брехта Валентин Стенич".
Она также подчеркнула, что общественный совет "Ленфильма" обратился к министру культуры и намерен настаивать на повторном рассмотрении сценария. Письмо к Мединскому подписали 10 членов совета - это большая его часть. При этом Светлана Кармалита отметила, что через месяц должно пройти заседание совета, на котором будет уточнен его состав, так как некоторые его члены фактически не принимают никакого участия в работе совета.
При этом и Герман-младший, и Кармалита не совсем согласны с мрачными оценками Мамина сегодняшнего положения дел на киностудии.
"Студия стала рентабельной, - говорит Герман-младший. - Вопрос в другом: государственная политика в отношении "Ленфильма" достаточно странная. С одной стороны, действительно, восстанавливают студию. С другой стороны, если государство хочет поддерживать студию, то необходимо принимать решение о пакетной поддержке. У "Ленфильма" много хороших заявок, которые пройдут профессиональные конкурсы, но частных инвестиций в российское кино нет. Конечно, особые условия для "Ленфильма" должны быть, Юрий Мамин прав, когда пишет, что "Ленфильм" поставили, как смертельно больного, в общую очередь за лекарствами".
"У нас маленькая прибыль, но для нас это, конечно, огромный шаг вперед, и теперь нам нужно начинать работать, - говорит Кармалита. - Да, нам не дали финансирования на пять проектов. Но два проекта нам дало Министерство культуры - детскую сказку и дебют, а мы как раз настаивали, что хотим запустить режиссерский дебют, и нам дали то, что мы просили. А Фонд кино поддержал только проект фильма "Контрибуция" режиссера Сергея Снежкина. Нас поддержали, как в 1861 году крестьян освободили - но без земли".
Гендиректор "Ленфильма" удивлен письмом Мамина
Гендиректор "Ленфильма" Эдуард Пичугин выразил удивление появившимся в начале недели открытым письмом Юрия Мамина, в котором тот утверждает, что "Ленфильм" по-прежнему находится в плачевном состоянии.
Пичугин объяснил, что у режиссера нет никаких оснований утверждать подобное. "Я полностью не согласен с теми тезисами, которые высказывал Юрий Борисович. Зачем нам обсуждать игру, если можно смотреть на табло как в футболе, ведь в нашем случае надо смотреть на результаты. "Ленфильм" не генерирует убытки и все средства, которые предполагается тратить на производство, будут идти только на производство, а не на погашение долгов. То есть мы добились безубыточности, а это для нас самое главное", - рассказал Пичугин.
Он считает, что обвинительное письмо Мамина было вызвано лишь отказом фонда кино поддержать его проекты. "Это нормальная обида художника, человеческая обида. Но я думаю, что с Юрием Борисовичем у нас более никаких разногласий не будет", - подчеркнул Пичугин.
Он также рассказал, что в ближайшее время будет решаться вопрос о присвоении "Ленфильму" статуса мейджера. "Мы ждем, что нам будет присвоен статус мейджера. Правда, это решает не министерство культуры, а фонд кино. Мы представили на конкурс фонду кино на господдержку три проекта, один из которых был поддержан фондом кино. То есть студия возрождается", - отметил Пичугин.