8 мая в Берлине открывается большая ретроспективная выставка крупнейшего советского фотожурналиста ХХ века Евгения Халдея, приуроченная к годовщине официального окончания войны. Именно этот фотограф сделал хрестоматийную фотографию советского солдата, водружающего красное знамя на купол Рейхстага, пишет Spiegel.
Это легендарное произведение Халдея подвергалось многочисленным манипуляциям. Позже фотограф рассказал, что снимок был сделан 2 мая 1945 года. Он шел по центру Берлина в направлении Рейхстага. Тремя часами ранее о капитуляции объявил последний главнокомандующий немецкой столицы, однако отдельные бои еще продолжались (полный текст на сайте Inopressa.ru).
В выгоревшем здании парламента 28-летний фотокорреспондент в звании лейтенанта повстречал знакомого и упросил его попозировать на крыше со знаменем. К нему присоединились еще два красноармейца. Халдей отснял всю пленку - 36 кадров. Один из них в различных вариантах стал иконой ХХ века, картиной, которая в коллективной памяти немцев и русских одновременно представляет собой поражение нацистской Германии и победу Красной армии.
После войны Халдей как еврей был подвергнут дискриминации и предан забвению. Лишь в 1991 году берлинский художник Эрнст Фолланд случайно столкнулся в Москве с фотографом и опубликовал книгу с его фотографиями.
С одной стороны, на фотографиях времен Великой Отечественной войны можно увидеть взятие Красной армией Софии, Бухареста, Будапешта и Вены, падение Берлина, Потсдамскую конференцию и Нюрнбергский процесс; с другой – будничные сцены и советский мир труда, до и после войны.
Запутанная история фотографии
Халдей не был художником-постановщиком, он запечатлевал важнейшие события. В течение 60 лет фотограф делал документально-скромные, но блестящие фотографии, однако свой самый известный снимок он подверг неоднократным манипуляциям. Запутанную историю фотографии красноармейцев со знаменем на Рейхстаге реконструировал куратор выставки Фолланда в своей маленькой книге.
Оттуда следует, что еще ночью, проведя фотосъемку в Рейхстаге, Халдей вылетел в Москву. Тогда на фотографии, впервые напечатанной 13 мая 1945 года в профсоюзном журнале "Огонек", первоначально была сфальсифицирована одна деталь. В действительности у красноармейца, подававшего знамя своим приятелям, на обеих руках были часы, украденные из берлинского магазина.
Как позже признался Халдей, на одном из негативов с помощью иглы он соскоблил часы с правой руки своей модели. На следующей версии фотографии в небе вдруг появились темные грозовые облака. На последней версии обнаружилось новое знамя, которое драматично развевалось на ветру.
Хотя 1 и 2 мая 1945 года еще как минимум три советских военных фотокорреспондента фотографировали солдат с флагами в Рейхстаге и на его куполе, пальма первенства досталась фотографии Халдея. Позже, когда его спрашивали о манипуляциях, он отвечал односложно: "Это хорошая фотография и исторически значимая. Следующий вопрос, пожалуйста".
В последние годы перед смертью, последовавшей в октябре 1997 года, фотограф не раз говорил: "Я простил немцев, но забыть не могу". Его отец и три из четырех сестер были убиты немцами. Мать и дед Халдея, родившегося в 1917 году в украинской Юзовке, позже – Сталино, сегодня – Донецк, были расстреляны уже через год после его рождения во время погромов, а сам он получил ранение. В его паспорте, говорил он позже, стоит "каинова печать, что ты еврей".
Перед его увольнением из государственного информационного агентства ТАСС в 1948 году, его начальники предъявляли ему претензии в якобы низком "образовательном уровне" и недостаточной "политической грамотности", однако сам он объяснял свое увольнение следующим образом: "Настоящая причина заключается в том, что я еврей".
Это обстоятельство роднило его не только с примерно половиной его советских коллег, военных фотокорреспондентов времен Второй мировой войны, но и с фотографом с американской стороны, который сделал самые запомнившиеся снимки Второй мировой войны – с венгерским евреем Андре Фридманом, известным также как Роберт Капа, который в 1948 году стал одним из создателей фотоагентства Magnum.
Они хорошо относились друг к другу, и, когда в Нюрнберге они фотографировали на судебных процессах по делам военных преступников, Капа подарил Халдею камеру Speed Graphic.
Халдей, который говорил о себе, что снимать – это его "внутренняя потребность", даже на склоне лет оставался маниакальным фотографом. "Российский Капа", как еще называют его историки фотографии, проживал в Москве в однокомнатной квартире, которая одновременно служила студией для проявки и печати фотографий. Когда однажды в качестве гонорара за книгу и выставку он получил гонорар в 10 тысяч немецких марок, он сразу же потратил их на Rolleiflex. "Такой камеры, – говорил Халдей, – в моей жизни еще не было".