Бельгийский художник Вим Дельвуа предложил опальному китайскому художнику Ай Вэйвэю восстановить в имении под Гентом студию, которую китайские власти разрушили в Шанхае, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на The Art Newspaper.
Ай Вэйвэй, находившийся в сложных отношениях с китайскими властями, получил одобрение на строительство студии в 2008 году - она должна была стать одним из центров нового арт-квартала. Однако к моменту ее открытия в ноябре 2010 года художник оказался под домашним арестом, а спустя два месяца здание снесли под предлогом отсутствия необходимых разрешений. Самого Вэйвэя в апреле 2011 года арестовали по обвинению в неуплате налогов и выпустили лишь в июне. Однако художник, которого журнал ArtReview назвал самой влиятельной персоной в арт-мире, до сих пор не имеет права покидать страну и общаться с прессой.
"Ай Вэйвэй видел дом в Генте, ему очень понравилось, и я предложил ему использовать территорию по собственному усмотрению или даже там поселиться", - заявил Дельвуа.
Имение с 50-акровым парком под Гентом бельгийский неоконцептуалист приобрел три года назад: он собирался создать там парк скульптур, прежде всего - своих собственных, однако очень долго не мог согласовать проект и лишь теперь приступает к его реализации. Изначально предполагалось, что Вэйвэй сделает в саду небольшой гостевой домик.
"Когда его арестовали, я связался с его семьей и предложил, чтобы вместо гостевого домика у меня в парке заново возвели ту самую студию, которая была разрушена в Шанхае - тем более, что ее фрагменты у Вэйвэя остались, он собирался составить из них инсталляцию. Но воспроизведение студии могло бы явить собой работу крайне мифологического и вместе с тем автобиографического толка", - отметил Дельвуа.
Вместе с тем, воспроизведение студии Вэйвэя в Генте неминуемо повлечет за собой конфронтацию с китайскими властями, которые в связи с делом Вэйвэя неоднократно указывали на недопустимость вмешательства сторонних лиц во внутренние дела страны.
Впрочем, жалуется бельгийский художник, прославившийся сложными машинами, татуированными свиньями, авторскими автошинами и витражами из рентгеновских снимков, европейская бюрократия умеет создавать препоны для художников не хуже китайской цензуры: за три года ему так и не удалось согласовать выставку собственных скульптур в собственном имении, а специально заказанный проект Олега Кулика, представлявший собой стеклянную стену, запретили, поскольку от него могли бы пострадать птицы.