В Москве в музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония вручения национальной театральной премии "Золотая маска". Открыл торжество оркестр под управлением Валерия Гергиева
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Москве в музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония вручения национальной театральной премии "Золотая маска".
НТВ
 
 
 
Открыл торжество оркестр под управлением Валерия Гергиева
Архив NEWSru.com
 
 
 
За лучшую режиссуру в опере премию получил Александр Титель (спектакль "Так поступают все женщины", театр им. Станиславского и Немировича-Данченко).
Архив NEWSru.com

В Москве в субботу в музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко вручили национальную театральную премию "Золотая маска".

Формулу успеха на "Золотой маске" выдал на церемонии директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич, сказавший, что к победе приводит совпадение оценок внутри театра, со стороны зрителей и экспертов. Жюри во всех случаях удачно распределило награды, отмечает "Независимая газета".

Обладателями самой главной награды - "Лучший спектакль" - стали: в театре кукол - "Робин Бобин" ("Кукольный формат", Санкт-Петербург), в балете - "Золушка" (Театр оперы и балета, Новосибирск), в опере - "Поворот винта" (Мариинский театр) и в драме: малая форма - "Захудалый род" (Студия театрального искусства, Москва), большая форма - "Мнимый больной" (Малый театр).

Награды в балете распределились следующим образом. Лучшим балетмейстером сезона был признан Алексей Ратманский (балет "Игра в карты"), лучшие танцовщики работают в Мариинском театре: Андрей Иванов стал лауреатом "Золотой маски" за роль Акакия Акакиевича в балете "Шинель" по Н.В.Гоголю, а премия за лучшую женскую роль досталась Евгении Образцовой ("Ундина").

Лучшим балетным спектаклем неожиданно стала "Золушка" Новосибирского театра оперы и балета. Кроме этой номинации, "Маска" досталась и дирижеру Теодору Курентзису.

Подкупают своей последовательностью и оперные итоги "Маски" - в этот раз их получили два действительно сильных спектакля, пишет "Коммерсант".

Максимум лавров достался постановке "Cosi fan tutte" ("Так поступают все") Моцарта в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и так казавшейся среди московских спектаклей безусловным фаворитом: работа получила "Золотые маски" в номинациях "Лучший дирижер в опере" (Вольф Горелик), "Лучший художник в опере" (Владимир Арефьев) и "Лучший режиссер в опере" (Александр Титель). Однако самая заветная из премий – "Лучший спектакль в опере" – все-таки была присуждена Мариинскому театру за "Поворот винта" Бриттена в постановке Дэвида Маквикара.

Из всех номинаций, на которые были выдвинуты спектакли Большого театра, "Золотой маски" был удостоен только австрийский баритон Флориан Беш за мужскую роль Папагено в опере "Волшебная флейта", а "Война и мир" вообще не была отмечена жюри. Премия за лучшую женскую роль в опере досталась Татьяне Печниковой за партию Нормы в одноименном спектакле театра "Новая опера".

Совсем проигнорированными остались все четыре провинциальных спектакля, выдвинутых в этот раз на соискание "Маски", несмотря на то, что жюри при случае бывает радо поддержать хоть какое-то приемлемое качество оперной режиссуры в регионах. Если только не считать спецприза жюри, отданного тенору Максиму Аксенову (Герман в "Пиковой даме", Челябинский театр оперы и балета) с формулировкой "За удачный дебют в партии".

Убедительно были распределены награды в драматическом театре. Впервые в истории "Золотой маски" в обеих главных номинациях драматического театра победили спектакли, поставленные одним и тем же режиссером. Лучшим режиссером в драме и обладателем "Золотой Маски" стал Сергей Женовач - за два спектакля большой и малой формы - "Мнимый больной" и "Захудалый род".

Победу "Захудалого рода" как спектакля малой формы в руководимой Женовачем новорожденной "Студии театрального искусства" предсказывали многие: спектакль лидировал по опросам в профессиональной среде. Мария Шашлова, молодая актриса, миловидно сыгравшая главную роль в "Захудалом роде", получила спецприз жюри. На этом фоне полной неожиданностью стала еще и победа "Мнимого больного", поставленного тем же Сергеем Женовачем в Малом театре, в разделе большая форма.

Второй спецприз жюри получил исполнитель главной роли в спектакле Малого драматического театра (МДТ) режиссера Льва Додина "Король Лир" Петр Семак.

Приз критики достался "Рассказу о семи повешенных" Театра Табакова, а приз зрительских симпатий – "Затмению" театра "Ленком".

Лучшими актерами стали Мироновы. Евгений Миронов – за Иудушку в "Господах Головлевых" МХТ имени Чехова, Мария Миронова – за Федру в спектакле "Федра. Золотой колос" столичного Театра наций. Примечательность решения не в том, что "Масками" отмечены выдающийся современный русский актер и актриса, сделавшая мощный рывок в новое творческое состояние, а в том, что спектакли эти поставили соответственно Кирилл Серебренников и Андрей Жолдак, талантливые и активные режиссеры.

В конкурсе "Новация" премию "Золотая маска" получил спектакль театра из "Дерево" (Санкт-Петербург - Дрезден) - "Кетцаль".

Премии в номинации "Лучшие работы художника" вручал грузинский режиссер, драматург и кукольник Ризо Габриадзе. "Лучшей работой художника в театре кукол" и премией "Золотая маска" отмечена Анна Викторова за спектакль "Робин Бобин". "Лучшей работой художника в музыкальном театре" признана работа Владимира Арефьева ("Так поступают все женщины", Музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко).

За "Лучшую работу художника в драме" посмертно удостоен российский сценограф Давид Боровский. Получая премию из рук Резо Габриадзе, сын Давида Львовича художник Александр Боровский сказал: "Не знаю, что говорить, потому что "Маска" есть, а папы нет…"

Премию за лучший спектакль в современном танце жюри решило не присуждать, точно так же, как и недостойной "Золотой маски", по мнению членов жюри, оказалась работа режиссера в мюзикле. Но лучший мюзикл сезона все же был назван: "Золотая маска" за интересный, вызвавший споры и разногласия спектакль "Figaro" отправляется в Екатеринбург, и не в одиночку, а вместе с премией за лучшую женскую роль в мюзикле (ее получила Елена Костюкова, исполнившая Керубино). А премия за лучшую мужскую роль в мюзикле остается в Москве – ею был отмечен Александр Бабенко за роль Маугли в одноименном спектакле театра "Московская оперетта".

В самой почетной номинации - "За честь и достоинство" - награждены выдающаяся балерина Марина Семенова и народный артист РФ Владимир Гуляев.

Нынешняя церемония награждения оказалась много уместнее прошлогодней, выдержанной в тонах гламурного китча, отмечают "Ведомости". Режиссер-сценограф Дмитрий Черняков и дирижер Валерий Гергиев обеспечили классический антураж. На торжественной церемонии, растянувшейся на три с лишним часа, лауреатам и номинантам аккомпанировал оркестр Мариинского театра.

Самое ценное приобретение нынешней церемонии – речи тех, кого пригласили раздать "Маски". Из уст Деклана Доннеллана, Феруччо Солери, Кристиана Люпы, Джона Ноймайера, Резо Габриадзе, а также лауреата премии "За лучший зарубежный спектакль" Алвиса Херманиса зал услышал речи в честь русского театра, в защиту русского театра, в защиту театра смысла.

К примеру, Херманис сказал, что из всех открытий русского театра для него сегодня самым актуальным кажется то, что касается этической стороны профессии, – театром надо заниматься честно, с чистым сердцем. Доннеллан говорил о гуманистических традициях русского театра, призвал хранить как можно дольше ансамбль, которым славен наш театр, а напоследок уже не по-английски, а по-русски сказал: "Со-хра-ни-те себя!"

Премия "Золотая Маска" учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России за лучшие работы сезона во всех видах сценического искусства. В этом году ежегодный традиционный фестиваль спектаклей-номинантов проходил с 28 марта по 14 апреля и завершился спектаклем "Король Лир" Малого драматического театра из Санкт-Петербурга под руководством Льва Додина.