Пиотровский: иск к Эрмитажу - попытка дискредитировать музей в угоду коммерческой выгоде
 
 
 
Пиотровский: иск к Эрмитажу - попытка дискредитировать музей в угоду коммерческой выгоде
НТВ

Представители российских музеев высказали свое мнение по поводу иска жительницы Петербурга против Эрмитажа в связи с нарушением ее права доступа к экспонатам музея.

В Эрмитаже считают, что данное заявление порочит саму идею исков в сфере культурного наследия. Там подчеркнули, что российское законодательство в области культуры не содержит норм, регулирующих состав постоянных экспозиций. Директор музея Михаил Пиотровский считает иск попыткой дискредитировать музейное сообщество в угоду коммерческим целям, передает "Интерфакс"

Заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Лидия Иовлева считает иск "грустным курьезом". С ней согласен директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Мидлин. Вместе с тем, в Роскультуре считают, что каждый гражданин РФ может изъявлять свою волю в том формате, который ему кажется адекватным. Остается только выяснить, насколько адекватен иск в этом конкретном случае, пояснили в агентстве, передает РИА "Новости".

Как указал Эрмитаж в официальном сообщении, открытие и закрытие выставочных залов "регулируется дирекцией и в соответствии с общей концепцией постоянных экспозиций, ремонтными и выставочными работами, а также наличным составом музейных смотрителей". В сообщении также отмечается, что информация о закрытых залах ежедневно помещается в навигационных киосках Эрмитажа, а информация о ремонтных работах в музее имеется также на официальном сайте государственных закупок.

Михаил Пиотровский

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский считает скандал вокруг музея - "удобным для дискредитации музейного сообщества". В интервью "Российской газете" Пиотровский заявил, что Эрмитаж, выступающий за сохранение исторического облика города, постоянно становится объектом недоброжелательного внимания. "Мне кажется, что неадекватный юридически и морально шум вокруг сезонно объяснимого иска может быть охотно использован теми, кто заинтересован в дискредитации музейного сообщества в угоду коммерческим выгодам разной высоты", - считает директор Эрмитажа.

Лидия Иовлева

По словам замдиректора Третьяковки, все музейное сообщество пребывает в полном недоумении по поводу этого иска. "Если каждый раз человек будет подавать в суд, когда ему что-то не нравится, то встает вопрос: кто вообще распоряжается музеями? Это был бы совершенно курьезный случай, если бы он не был таким грустным", - отметила Иовлева.

По ее мнению, каждый музей имеет полное право закрывать те или иные залы для проведения необходимых реставрационных работ или в случае, если там не хватает хранителей.

Иовлева подтвердила, что в российских законах нет норм по поводу состава постоянных экспозиций музеев. По словам замдиректора ГТГ, таких норм быть и не может. "Нельзя законодательно регулировать каждый чих. Все музеи вынуждены время от времени закрывать какие-то залы, ведь мало ли, чего там не достает. Главное, чтобы на входе была четкая информация о том, что какая-то часть экспозиции сейчас не доступна. Посетитель должен знать, есть ли сейчас в музее то, что его интересует", - добавила заместитель Валентина Родионова.

Иовлева сообщила, что ГТГ постоянно сталкивается с совершенно неоправданными претензиями со стороны посетителей. "К нам приезжала женщина из Петербурга, увидела, как дети в зале смеются над "Сикстинской Мадонной", и обвинила во всем музей - мы якобы неправильно детям объясняем, что такое "Сикстинская Мадонна". Это же абсурд", - уверена Иовлева, описав подобные случаи знаменитой фразой из комедии Гоголя "Ревизор" - "Александр Македонский тоже был великим полководцем, но зачем же стулья ломать?".

Михаил Мидлин

Такого же мнения придерживается и директор другого музея - Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Мидлин. "Музей - живой организм, в котором постоянно что-то меняется. Нельзя прописать в законе то, что является очевидным. То есть, если идет монтаж или демонтаж экспозиции, то в зал нельзя войти. Если здание требует ремонта, то его надо ремонтировать. Неужели такие вещи надо прописывать?", - считает директор ГЦСИ.

По его мнению, если подобный случай произошел с музеем классического искусства, то может произойти и с центром современного искусства. "Это полная глупость, а от глупости никто не застрахован", - добавил он.

Вместе с тем, в Роскультуре считают, что каждый гражданин РФ может изъявлять свою волю в том формате, который ему кажется адекватным. "Вопрос в том, насколько адекватен иск в этом конкретном случае. Если в Роскультуру придет текст искового заявления, то после изучения мы могли бы сделать соответствующие выводы", - сказала советник руководителя Роскультуры Наталья Уварова.

Ранее стало известно, что жительница Петербурга Елена Малышева обвинила руководство Эрмитажа, закрывшего часть экспозиционных залов, в нарушении права доступа к культурным ценностям. В исковом заявлении Малышева требует открыть для посещения экспозиции, а также выплатить ей 100 тысяч рублей компенсации причиненного морального вреда. В качестве соответчика к суду привлекаются управление Россвязьохранкультуры по Северо-Западу и комитет по использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП).