Художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке станет всемирно известный клоун Вячеслав "Асисяй" Полунин
 
 
 
Художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке станет всемирно известный клоун Вячеслав "Асисяй" Полунин
Russian Look

Художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке станет всемирно известный клоун Вячеслав "Асисяй" Полунин, конкурс на должность директора цирка отменен, сообщил на пресс-брифинге в четверг министр культуры Владимир Мединский.

"Мы приняли решение не проводить конкурс, мы его отменяем. Полунин - звезда мирового уровня, и мы благодарны, что он берет на себя работу по возрождению цирка. У него масса творческих планов, и мы надеемся, что Cirque du Soleil еще локти кусать будет", - цитирует его РИА "Новости".

По его словам, Полунин уже написал заявление. В настоящее время меняется устав цирка, теперь должности худрука и директора там будут разведены. При этом, как отметил министр, Полунин сможет предложить кандидата на пост директора.

Мединский, недавно посетивший цирк на Фонтанке, рассказал, что его нынешнее состояние производит "раздавливающее впечатление".

"Старейший цирк страны находится в непотребном виде. Я не могу сказать за творческую составляющую, но по состоянию помещений, здания, атмосферы было ощущение, что попал в фильм "АССА", но с ценами не из начала 1990-х - чашка кофе в буфете стоила 220 рублей", - отметил глава Минкультуры.

Цирк на Фонтанке не входит в состав Росгосцирка, в ведении которого находятся практически все государственные цирки, - он является непосредственно подведомственным Минкультуры учреждением. С 1986 года его возглавлял Григорий Гапонов, который в конце 2012 года подал заявление об отставке после выявления ряда серьезных нарушений в его работе.

Минкультуры РФ отправляло комиссию в Цирк на Фонтанке для проверки его финансовой, хозяйственной и творческой деятельности, чтобы разобраться в причинах жалоб на его работу со стороны зрителей и артистов. Комиссию, состоявшую из представителей министерства и цирковых деятелей, возглавляла гендиректор Росгосцирка Фаина Халилова.

В результате проверки был выявлен ряд серьезных нарушений финансового и административного характера. В частности, в штате цирка есть много должностей, не предусмотренных его структурой. Эти должности занимают близкие родственники руководства. Также проверяющие отметили крайне плохое состояние здания и мебели цирка. Кроме того, не взималась в полном объеме арендная плата за использование помещений цирка. Сам же цирк не занимается планированием своей творческой деятельности - этим занимается частная организация.

Открытый конкурс на пост директора Цирка на Фонтанке должен был состояться 30 января.

Народный артист России, актер-мим, клоун Вячеслав Полунин родился 12 июня 1950 года в городе Новосиль Орловской области. Окончил Ленинградский государственный институт культуры имени Н.К. Крупской (Санкт-Петербургский Государственный университет культуры и искусств) и эстрадное отделение ГИТИСа. Был одним из создателей театра "Лицедеи", из реприз которого наибольшей известностью пользовались номера "Асисяй!", "Низзя" и "Голубая канарейка" ("Блю-блю-блю канари").

С 1988 года работает в основном за границей (жил в Лондоне, затем недалеко от Парижа). В Англии награжден премией Лоуренса Оливье за лучший спектакль года. В Эдинбурге его постановка была признана лучшим театральным спектаклем фестиваля, в Ливерпуле и Дублине получила премии за лучшее шоу сезона, в Барселоне - премию за клоунаду, а также приз английской критики и журнала TimeOut. Полунин - почетный житель Лондона. В России он награждался премией Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979), премией "Триумф" (2000), Царскосельской художественной премией (2000).

На родину он приезжал несколько раз, в том числе в 2000 году с грандиозным шоу-спектаклем SnowShow ("Снежное шоу"). В 2001-м Полунин организовал программу площадных театров Московской театральной олимпиады.

Полунин превратит Цирк на Фонтанке в творческую лабораторию

Народный артист России, актер-мим Вячеслав Полунин, которого в четверг назначили на пост худрука Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке, надеется превратить его в творческую лабораторию и попробовать соединить с оперой, живописью и балетом.

"Как когда-то в 80-х я искал новый образ клоунады, опираясь на опыт и достижения лучших клоунов цирка, кино, театра, так теперь интерсно искать более широко - новый цирк, новое кабаре, визуальный и уличный театр, сегодняшний карнавал, то есть всю современную культуру праздника. Думаю, что на базе цирка такой поиск не только уместен, но и необходим", - говорится в обращении Полунина, переданного агентству его помощницей.

По его мнению, нужно ориентироваться на лучшие цирковые традиции мира и, прежде всего, русского цирка. При этом в цирк должны прийти современные дизайнеры, хореографы, композиторы.

"Хочется соединить цирк с оперой, симфоническим искусством, живописью, балетом", - пояснил Полунин.

"Я хотел бы, чтобы "Цирк Чинизелли" в Санкт-Петербурге (так он прежде назывался) стал настояшей лабораторией, школой, тем созидательным центром, который позволял бы артистам, вдохновленным лучшими достижениями отечественного и мирового цирка, наметить новые пути развития и достичь новых высот", - отметил новый худрук.

Коллеги отнеслись к назначению Полунина со скепсисом

Директор Московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин заявил, что Полунин человек не цирковой, а театральный. "Не понимаю, зачем это надо цирку и самому Славе, потому что он человек не цирковой по своей сути, а театральный, не клоун, а комик", - сказал агентству Никулин, добавив, что Полунин сам признавался ему, что лучше чувствует сцену, чем цирковой манеж.

Никулин отметил, что Полунину, возможно, интересно попробовать себя в новой роли, но директор цирка на Цветном не уверен, что у этого есть будущее.

"Полунин - замечательный артист и комик, и он себя прекрасно чувствует во Франции. Там его и Пашу Лунгина все знают. Кроме того, он (Полунин) сейчас начинает работать в Москве, и как он сможет все это совмещать, я с трудом понимаю", - признался Никулин.

В свою очередь, гендиректор Большого московского цирка Эдгард Запашный отметил, что Полунин должен будет творить с учетом специфики манежа, а не сценического формата, на который были рассчитаны его шоу.

"Желаю Славе удачи, и чтобы его творческие желания реализовывались, но уже с учетом специфики цирка, потому что манеж и сцена - это разные вещи. В его команде есть цирковые люди, например Александр Фриш, так что есть, кому помочь", - сказал Запашный.

Он отметил, что большой плюс назначения Полунина в том, что его все знают как высочайшего профессионала, и в том, что он имеет прекрасную репутацию в сфере культуры и на правительственном уровне, поэтому "с его подачи цирк получит необходимую поддержку".

"Надеюсь, что его большой заграничный опыт работы поможет вывести петербургский цирк из кризиса, потому что сегодня цирк нуждается не только в финансовой поддержке государства, но и в креативе - должны появиться новые идеи, формы, чтобы зритель заполнял петербургский цирк на сто процентов, а программы соответствовали вкусам, прежде всего, иностранной публики, которая в большом объеме ходит в Цирк на Фонтанке", - подчеркнул Запашный.

По его мнению, Полунин не только творческий человек, но и опытный менеджер. Его "Снежное шоу" с большим успехом идет по миру и в России уже много лет, это говорит о том, что он умеет не только создавать, но и продавать его.

Вячеслав Полунин в основном живет за границей. Но, по мнению Запашного, в той ситуации, в которой сейчас находится петербургский цирк, "нужно брать лопату и разгребать финансовые и творческие проблемы".

"Надеюсь, что в ближайшее время Полунин будет на месте, потому что сейчас цирк заболел и его нужно лечить", - добавил Запашный.