Исполняется 85 лет со дня рождения режиссера Леонида Гайдая
 
 
 
Исполняется 85 лет со дня рождения режиссера Леонида Гайдая
kinogildia.ru

Исполняется 85 лет со дня рождения знаменитого и всенародно любимого режиссера Леонида Гайдая. Как пишет в своих воспоминаниях вдова Гайдая актриса Нина Гребешкова, он был не только сценаристом и режиссером, но и потрясающим актером. Он замечательно исполнял комедийные роли, чем бесконечно радовал режиссеров Ивана Пырьева и Бориса Барнета, передает РИА "Новости".

Гайдай и сам не отрицал, что с юности мечтал о сцене и хотел быть именно актером, несмотря на свою природную застенчивость и то, что не выговаривал буквы "р" и "л".

Когда семья Гайдая переехала в Иркутск, он после окончания школы устроился рабочим сцены в Иркутском драмтеатре, где в это время гастролировал Московский театр сатиры, и ни одного спектакля будущий автор комедий не пропускал.

В 1942 году Леонида Гайдая призвали в армию, сначала его отправили в мирную Монголию, из которой он всеми силами пытался вырваться в действующую армию. Когда военком приехал в их полк за пополнением для фронта, позднее вспоминал режиссер, то на каждый вопрос офицера Гайдай отвечал: "Я".

"Кто в артиллерию?" - "Я", "В кавалерию?" - "Я", "Во флот?" - "Я". "Да подождите вы, Гайдай, - сказал военком, - Дайте огласить весь список". Из этого случая, по словам самого Гайдая, через много лет родился эпизод фильма "Операция "Ы". Сначала Гайдай попал в разведку, но после тяжелого ранения вернулся домой и поступил в студию при Иркутском областном драмтеатре, которую окончил в 1947 году.

Несмотря на то, что он играл ведущие роли, полностью удовлетворен Гайдай не был. В 1949 году он поехал в Москву, где поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Александрова). Именно там он познакомился со своей будущей женой Ниной Гребешковой. И, по воспоминаниям актрисы, Гайдай очень обиделся, когда жена не захотела взять его фамилию, и так и осталась Гребешковой.

Первый фильм Гайдая был серьезным

Гайдай не сразу обратился к комедии, свою первую совершенно серьезную картину "Долгий путь" (1956 год) он снял по сибирским рассказам Короленко. Но именно этот фильм позволил режиссеру Михаилу Ромму разглядеть в Гайдае дар комедиографа. Именно в мастерской Ромма появилась его первая комедия - "Жених с того света" (1958 год) с Георгием Вициным и Ростиславом Пляттом в главных ролях. Картину сочли слишком острой и пустили вторым экраном. Провалилась и следующая, идеологически выдержанная киноповесть "Трижды воскресший" (1960).

Гайдай впал в депрессию и уехал в Иркутск, к родителям, где, сидя на чердаке среди довоенных сатирических журналов, придумал новую комедию. Когда, вспоминает Гребешкова, Гайдай прочитал ей "сценарий" девятиминутного фильма "Пес Барбос и необычайный кросс", она, чтобы не расстраивать мужа сказала - "Потрясающе!".

Так и получилось, короткометражка о бегущих друг за другом Балбесе, Трусе и Бывалом (которая была снята на остатках кинопленки сатирического киноальманаха "Совершенно серьезно"), породила новый жанр в советском кинематографе - эксцентрическую комедию. Эти же герои, которых сыграли Вицин, Моргунов и Никулин, перекочевали в короткометражку "Самогонщики" (1962), "Операцию "Ы" и другие приключения Шурика" (1965) и "Кавказскую пленницу" (1966).

"В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель", - любил говорить Гайдай. Он не успокаивался, пока не добивался нужного звучания фразы. Среди гайдаевских шедевров - "Сядем усе", "Клиент готов", "Наши люди на такси в булочную не ездят".

Идеи актеров Гайдай поощрял шампанским

По воспоминаниям артистов, работавших с Гайдаем, на съемочной площадке он не только не противился оригинальным идеям артистов, но и сам их поощрял. На съемках "Кавказской пленницы", он за талантливые идеи расплачивался шампанским. После съемок подвели итог: Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов - 18, а Вицин - всего одну.

В 1968 году Гайдай снял картину "Бриллиантовая рука", получившую Государственную премию в 1970 году. В 1971 году на экраны вышла его мечта - комедия "12 стульев". Из 22 претендентов на роль Остапа он выбрал никому не известного Арчила Гомиашвили.

Гребешкова пишет в своих воспоминаниях, что сначала съемки разрешили Данелии, но тот отдал картину Гайдаю: "Гайдай снимал с упоением. После фильма осталось четыре запасных стула, которые Леня выкупил. Теперь они стоят у нас в кабинете. Такой вот подарок-напоминание".

В 70-е годы Гайдай поставил еще две комедии, "Иван Васильевич меняет профессию" (1973) и "Не может быть!" (1975). В начале 80-х - "За спичками" и "Спортлото-82", затем последовали фильмы времен перестройки - "Опасно для жизни!" (1985), "Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1989) и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992).

Всего, по подсчетам киноведов, совокупная аудитория фильмов Гайдая составила более 600 миллионов человек. Умер режиссер от осложнений после воспаления легких 19 ноября 1993 года. Два года назад на родине Гайдая, в городе Свободный Амурской области, был открыт памятник кинорежиссеру.