В январе-июне 2016 года российская экономика переживала не небольшую коррекцию, а настоящую рецессию, следовательно, о восстановлении экономической активности говорить пока рано
 
 
 
В январе-июне 2016 года российская экономика переживала не небольшую коррекцию, а настоящую рецессию, следовательно, о восстановлении экономической активности говорить пока рано
Фото NEWSru.com

В январе-июне 2016 года российская экономика переживала не небольшую коррекцию, а настоящую рецессию, следовательно, о восстановлении экономической активности говорить пока рано. Такое предупреждение, как пишет РБК, содержится в очередном докладе института "Центр развития" Высшей школы экономики (ВШЭ).

Завершилась первая, самая острая фаза приспособления экономики к "новой нормальности", после чего экономика вновь начала сокращаться. Процесс сжатия пошел "широким фронтом", затронув все сектора (за исключением оптовой торговли), и в результате экономика не просто пробила достигнутое ранее "дно", но и пошла ниже него, пишут аналитики ЦР.

Рекордсменом падения, по данным экспертов, стало строительство, объемы которого сократились за полгода на 10%. По сравнению со средним уровнем 2014 года объемы строительства сократились на 15%.

Промышленное производство за полгода сократилось на 0,1%. Авторы доклада подчеркивают, что повышение конкурентоспособности российских товаров из-за девальвации рубля не смогло компенсировать отечественным предприятиям потери от сокращения внутреннего спроса.

РБК также отмечает, что 1 августа аналитическая компания Markit сообщила о новом падении индекса деловой активности (PMI) в обрабатывающих отраслях России, опустившегося с 51,5 пункта в июне 2016 года до 49,5 пункта в июле. Главной причиной спада в деловой активности оказался слабый спрос на товары российского производства.

Агентство Bloomberg в понедельник обращает внимание на то, что у президента Путина по-прежнему нет плана по восстановлению российской экономики, которая сокращается последние полтора года.

С 2014 года Путин уделял внимание в первую очередь вопросам внешней политики. Теперь необходимость вновь расшевелить экономику ставит его перед выбором: подчиниться требованиям рынков или защищать отстроенную систему власти.

Худший этап рецессии уже миновал, но даже чиновники признают, что катализаторов для восстановления экономики на горизонте не видно. Подстегнуть рост мог бы резкий скачок цен на нефть, но мало кто из экспертов ожидает подобного сценария.

Президент, как сказано в материале американского агентства, похоже, ищет другие средства, которые позволили бы как по мановению волшебной палочки реанимировать экономику - как это было в середине 2000-х годов в период роста цен на нефть.

По словам опрошенных экспертов, в том числе и разработчиков рекомендаций по экономической политике в России, назначение в апреле главой Центра стратегических разработок экс-министра финансов Алексея Кудрина вызвало надежды на то, что Путин поддержит призывы ослабить госконтроль над экономикой для стимулирования малого бизнеса и сократить дефицит бюджета в целях борьбы с инфляцией. Международный валютный фонд в июле включил этот совет в свой ежегодный доклад по экономике РФ .

Но меры, предложенные Алексеем Кудриным, могут вызвать недовольство влиятельных лиц в госкомпаниях, поскольку сократят их возможности, и рискуют снизить популярность власти у населения, если повлекут сокращение расходов бюджета. Это особенно опасно для руководства страны в преддверии президентских выборов 2018 года.

В итоге Кудрин и его сотрудники могут написать радикальную нереализуемую в политическом плане программу, а власти возьмут только то, что, по их представлениям, будет работать. "Мандат дан Кудрину, но пока он ничего не стоит," - подтвердил агентству бывший заместитель министра финансов Олег Вьюгин, который входит в состав совета Центра стратегических разработок.