В британском суде идет тяжба вокруг завода Talco: на кону 5% ВВП Таджикистана
 
 
 
В британском суде идет тяжба вокруг завода Talco: на кону 5% ВВП Таджикистана
Архив NEWSru.com

В британском суде начался процесс по иску руководства крупнейшего алюминиевого завода Таджикистана Talco. Беспрецедентная тяжба может стоить среднеазиатскому государству пяти процентов ВВП.

Интересы государства Таджикистан, которому принадлежит завод Talco, представляет одна из старейших юридических фирм Лондона Herbert Smith. Ее юристы предварительно оценили свои гонорары и судебные издержки в 100 миллионов долларов, пишет газета The Financial Times.

Истцы обвиняют поставщиков завода во взяточничестве и коррупции, из-за которых завод недополучил положенной прибыли. Среди ответчиков фигурирует и богатейший человек России, владелец компании "Русал" Олег Дерипаска (полный текст на сайте InoPressa).

Ответчиков в суде представляет фирма Clyde & Co, готовая выставить счет на 46 миллионов долларов. В целом же процесс, как ожидается, должен обойтись в 170 миллионов долларов, которые полагаются юристам в качестве гонорара. Это эквивалентно 4,6% ВВП Таджикистана за 2007 год, пишет издание.

Завод Таджикской алюминиевой компании Talco находится в 50 километрах от Душанбе. Он по праву считается "жемчужиной в индустриальной короне" страны, где каждые шесть из десяти граждан живут за чертой бедности. В 2008 году Talco выплавит алюминия на сумму более 1 миллиарда долларов.

Суть иска сводится к тому, что государственный алюминиевый завод Talco, ранее известный как Tadaz, в результате мошенничества лишился сотен миллионов долларов. Хищение было осуществлено в результате сделки по "распиливанию" прибылей, заключенной между бывшим директором завода и основным поставщиком глинозема, который является сырьем для производства алюминия.

Talco утверждает, что компания гражданина Таджикистана Аваза Назарова, которая и поставляла глинозем, присвоила 485 млн долларов из прибылей завода. Махинация осуществлена при помощи неизвестной британской консалтинговой фирмы Ashton Investments.

Примечательно, что и компания Назарова зарегистрирована на Гернси, который является одним из Нормандских островов, входящих в офшорную зону.

Со своей стороны Назаров, Ashton и еще несколько лиц и организаций, выступающих ответчиками по делу, отрицают обвинения. Они подали встречный иск, требуя возмещения в миллионы долларов.

Российская алюминиевая компания "Русал", контрольный пакет которой принадлежит Олегу Дерипаске, когда-то поддерживала иск Talco. Но теперь Таджикская алюминиевая компания судится и с Дерипаской, который не поладил с таджикским правительством.

Удивительно, но эта скандальная тяжба почти не удостоилась упоминаний в СМИ, хотя в деле фигурируют такие имена, как Олег Дерипаска и норвежский алюминиевый гигант Norsk Hydro.

Схватка вокруг Talco ведется почти за 5 тысяч километров от самого завода, в Лондоне, где юристы обвиняют своих оппонентов в сокрытии прибыли. Разбирательство уже превратилось в одно из самых дорогостоящих в истории английской юстиции.

При этом ни одна из сторон даже не оспаривает, что это дело подпадает под юрисдикцию английских судов.

Однако сумма вероятных издержек заставляет задуматься, эффективно ли Таджикистан распоряжается своими средствами, тратя их на продолжительное и чрезвычайно дорогостоящее судебное разбирательство в Лондоне.

Впрочем, британские власти твердо намерены довести процесс до конца. Это дело престижа в борьбе за установление экономической стабильности.

Понадобилось перевести более 100 тысяч документов, составленных на русском языке. Привлечены эксперты по праву и бухгалтерскому делу из Швейцарии, Швеции и Англии. Юристы потратили тысячи часов, воссоздавая запутанный лабиринт соглашений, узы которых простираются через целые континенты.

Даже один из судей выразил удивление, каким образом спор о работе промышленного предприятия, зарегистрированного в отдаленной среднеазиатской стране, вылился в процесс в британском суде. Тем более, что фигурантами его являются граждане иностранных государств, обычно проживающие за пределами Англии.

Если Talco проиграет дело, ей придется оплачивать не только свои счета, но и издержки Назарова и других ответчиков, поскольку в британском суде действует принцип "проигравший платит".