Выступая на слушаниях в парламенте Венгрии, глава MOL Жолт Хернади заявил, что "доля Сургутнефтегаза в MOL поднимает вопросы энергетической независимости и поставок, затрагивающие страны, где работает MOL
 
 
 
Выступая на слушаниях в парламенте Венгрии, глава MOL Жолт Хернади заявил, что "доля Сургутнефтегаза в MOL поднимает вопросы энергетической независимости и поставок, затрагивающие страны, где работает MOL
RTV International

Выступая на слушаниях в парламенте Венгрии, глава MOL Жолт Хернади заявил, что "доля "Сургутнефтегаза" в MOL поднимает вопросы энергетической независимости и поставок, затрагивающие страны, где работает MOL, - Венгрию, Словакию и Хорватию". Оппозиционная партия Fidesz обвинила социалистическое правительство в связи со сделкой в "коллаборационизме" и пообещала принять меры для предотвращения экономического "вторжения", если она придет к власти, пишет газета "Коммерсант".

Намерения российской компании в отношении MOL главе венгерской нефтегазовой компании неясны, и сделка удивляет его несколькими параметрами. "Сургутнефтегаз" давно присматривался к MOL, уверен Жолт Хернади. На эту мысль менеджера натолкнули параметры сделки: за 21,2% MOL "Сургутнефтегаз" заплатил 1,4 миллиарда евро, что вдвое выше рыночной стоимости пакета.

Продавцом акций выступала австрийская OMV, которая два года методично скупала их, но летом прошлого года приняла решение продать, не получив одобрения Еврокомиссии. "Цена, по которой OMV продавала долю MOL, почти до пенни совпадает с той, по которой OMV эту долю когда-то покупала, минус дивиденды. Возникает подозрение, что OMV была лишь ширмой для "Сургутнефтегаза", - заявил говорит Жолт Хернади.

Это не единственное подозрение, которое возникло в голове главы венгерской компании Он также подозревает, что что OMV была лишь ширмой для "Сургутнефтегаза". "Нам известен тот факт, что российские компании обычно не довольствуются миноритарным пакетом акций", - заключил Хернади. В интервью Financial Times он также поставил под сомнение бизнес-логику, которая стоит за покупкой, учитывая уплаченную цену. "Учитывая то, что MOL делает в России, партнеров, которых мы имеем в России, наш бизнес выпадает из сферы деятельности "Сургутнефтегаза", - заявил он.

В 2008 году MOL добыла 1,9 млн тонн нефти и 2,5 млрд кубометров газа. Половина этой нефти добывается в России, где MOL принадлежит 50% в СП с "Русснефтью" по разработке Западно-Малобалыкского месторождения. Основные активы MOL - это НПЗ Duna в Сазхаломбатте (Венгрия), перерабатывающий российскую нефть, и Slovnaft в Братиславе. Суммарная мощность переработки — около 18 млн тонн нефти в год. Также в MOL входят НПЗ Zala и Tisza, завод по производству смазок и присадок Almasfuzito. Компании принадлежит более тысячи АЗС.

В то же время "Коммерсант" отмечает, что "Сургутнефтегазу" нужны перерабатывающие активы - на своих заводах он перерабатывает всего треть добываемой нефти. Чтобы исправить ситуацию, он и покупал акции MOL. Инвестиция позволит "укрепить вертикально интегрированный бизнес и позволит достичь максимальной близости к конечным потребителям", говорилось в сообщении "Сургутнефтегаза". Сейчас он не поставляет нефть в Венгрию и Словакию, это делают другие российские нефтяные компании.

Появление "Сургутнефтегаза" в числе акционеров компании может принести MOL выгоду, считает аналитик ИК "Солид" Денис Борисов. Она может касаться как цены нефти для заводов MOL, так и гарантий, что поставки нефти на заводы по трубопроводу "Дружба" сохранятся даже после того, как Россия построит альтернативный трубопровод БТС-2 и потоки нефти, сейчас направляемые в Восточную Европу, будут переориентированы на Балтику. Покупать нефть в портах НПЗ MOL будет дороже, чем сейчас, отмечает эксперт.