Сергей Швецов
 
 
 
Сергей Швецов
Банк России

Банк России располагает всеми инструментами, чтобы сгладить шок из-за возможного дефолта в Греции, заявил накануне замглавы ЦБ Сергей Швецов. По его словам, намерение Афин провести референдум по соглашениям с ЕС и МВФ стало довольно неприятной неожиданностью, пишет "Независимая газета".

"Я не думаю, что в результате дефолта Греции, если он будет в неуправляемой форме, сильно упадет спрос на нефть и газ, если не прекратится экономический рост в Азии", - заявил Швецов.

Успокоительные заявления российского ЦБ выглядят уместными накануне парламентских и президентских выборов. Однако они убеждают далеко не всех экономистов, которые указывают на поток негативных экономических новостей из всех крупнейших экономик - от США до Европы и Китая.

Как сообщило 1 ноября агентство Bloomberg, американская холдинговая компания MF Global объявила о банкротстве. Компания понесла значительные потери, сделав ставку на рост котировок долговых обязательств стран еврозоны. Макроэкономические показатели еврозоны аналитиков действительно не радуют.

Число безработных граждан Германии в октябре выросло впервые за последние два года, что указывает на ослабление крупнейшей экономики Европы. По данным Федерального бюро занятости, уровень безработицы в стране вырос с 6,9% до 7%, в то время как все ждали его снижения.

- Максим Блант: Греческий кульбит

Безработица в странах ЕС с 10,1% в августе в сентябре выросла до 10,2%. Самый высокий уровень зафиксирован в Испании (22,6%), где работу ищет почти каждый четвертый работоспособный житель. Самый низкий показатель в Австрии и в Нидерландах - 3,9% и 4,5% соответственно.

Как отмечает аналитик компании "ТКБ Капитал" Сергей Карыхалин, шанс остановить разрастание кризиса есть, хотя до сих пор и остается много сомневающихся в благоприятном исходе - потому рынки и лихорадит. "Так как еврозона столкнулась с подобными проблемами впервые, то процесс поиска решения идет непросто", - отмечает он. Наихудший сценарий - продолжение долгового кризиса, распространение его на крупные экономики и, как следствие, сползание мировой экономики в рецессию, которая будет сопровождаться обвалом цен на нефть, отмечает эксперт.

"Но пока не похоже, что все катится в пропасть - у мировых центробанков есть печатный станок, и они, судя по всему, готовы пустить его в ход и влить в экономику дополнительную ликвидность, - говорит Карыхалин. - А это значит, что цены на активы не будут сильно снижаться даже при затяжном характере кризиса. Что касается глубины возможной коррекции нефтяных цен, то 60 долларов за баррель - это, можно сказать, рабочий негативный сценарий, который рассматривают многие эксперты".

В свою очередь, директор департамента аналитики UFS Investment Company Павел Василиади также считает, что шансы остановить разрастание кризиса есть, но времени для принятия решения становится все меньше. "Кроме того, слишком сложно принимаются необходимые решения по предотвращению разрастания кризиса, - напоминает он. - Еще не так давно рынок закладывал в своих оценках списание 50-60% греческих обязательств, теперь же встает вопрос о 100-процентном дефолте. Участникам рынка сейчас остается лишь ждать результатов голосования греческого парламента о проведении референдума, и, пожалуй, с этим связана здесь основная надежда на то, что парламент не одобрит эту идею".

В случае второй волны кризиса, вызванной дефолтом Греции, мы можем увидеть продолжение распродаж на рынке, правда, в гораздо меньших масштабах, чем в 2008 году, полагает аналитик. Последствиями этого станет и рост недоверия среди банков, кредитное сжатие, снижение спроса на сырье и т.д. "Только в данном случае мы не ожидаем столь сильной паники, цены на нефть не должны упасть ниже 90-95 долларов за баррель по сорту Brent, - считает Василиади. - Это станет значительной поддержкой для российского рынка".