Основной владелец Volga Group - Геннадий Тимченко - готов передать государству все активы, входящие в его инвестиционную группу. "О себе могу сказать четко и определенно: если понадобится, завтра же передам все государству. Или на благотворительность. Лишь бы пошло на пользу", - подчеркнул он. "Мы с женой много раз обсуждали тему. Лично нам миллиарды не нужны", - заключил предприниматель, который попал под санкции США из-за близости президенту Владимиру Путину, в интервью ИТАР-ТАСС.
В структуру активов Тимченко, состояние которого, по оценке Forbes, - 15 млрд долларов, входит газовый концерн "Новатэк" (доля Тимченко - 23%), 30% акций угледобывающей компании "Колмар", "Трансойл" (80%) - крупнейший российский частный железнодорожный оператор, занимающийся нефтеперевозками, "Сахатранс", строящий перевалочный комплекс в порту Ванино.
В портфеле также 32,3% акций газо- и нефтеперерабатывающей компании "Сибур"; более 60% акций "Стройтрансгаза"; 12,5% акций страховой группы "Согаз"; 49,1% акций германского страховщика Sovag; 7,8% акций банка "Россия"; "Акваника" - производитель одноименной питьевой воды и напитков под брендом "Министерство газировки"; 50% Hartwall Arena в Хельсинки.
- Тимченко не будет строить стадионы для ЧМ-2018, если государство не увеличит финансирование - Корпорация Gulfstream отказала в техобслуживании личного самолета Тимченко
В текущем году Геннадий Тимченко продал свои доли в компаниях Gunvor International B.V. (владел 43,5%), "Русское море" (30%), ООО "Авиа групп" (70%, владеет бизнес-терминалом в аэропорту Шереметьево), ООО "Авиа групп норд" (74%, владеет бизнес-терминалом в аэропорту Пулково), в финском авиаперевозчике Airfix Aviation Oy (99%), нефтяном трейдере IPP Oil Products (50%) и шведском производителе и торговце древесиной Rorvik Timber (50%).
"Тучи" с Запада помогли острее ощутить тягу к России
Говоря о продаже доли в Gunvor, Тимченко заявил, что хотя эта сделка и была осуществлена всего за один день до введения против него санкций США, но планировалась заранее. "Мы давно говорили с господином Торнквистом (совладелец Gunvor Торбьерн Торнквист), что пора расставаться. У Торбьерна иное видение, он хочет торговать по всему миру, я же с возрастом стал тяготеть к России", - пояснил предприниматель, добавив, что "тучи, которые стали собираться над головой, ускорили процесс". При этом он не исключил новых инвестиционных проектов с Торнквистом, который, по словам Тимченко, заявил, что "открыт для любых предложений".
"Конкретику пока не обсуждали <...> Могу так ответить: чем подробнее буду рассказывать о планах, тем больше зацепок появится у американцев. А этого я не хочу. Полагаю, одна из наших общих проблем в том, что мы слишком доверяли западным партнерам. Те призывали: раскрывайтесь! Так мы и поступили, а этим воспользовались... Понимаете? Детальные разъяснения по тем или иным вопросам вооружают наших недругов. Мы являемся открытой структурой в объемах, которые требуются законодательством. Излишняя же прозрачность ни к чему. Это не в интересах безопасности бизнеса", - объяснил Тимченко.
Тимченко заподозрил Гейтса и Баффета в лукавстве
Заявляя о готовности передать активы государству или на благотворительные проекты, Тимченко скептичен в отношении американской благотворительной кампании Билла Гейтса и Уоррена Баффета - The Giving Pledgе. Ее участники - миллиардеры, обещающие в будущем передать не менее половины личного состояния на благотворительные цели.
"Придуманная американскими филантропами идея наделала много шума. Пока не вполне ясно, как именно она осуществится на практике. Время покажет. В чем соглашусь с Потаниным (основной владелец "Интерроса", Владимир Потанин является одним из российских участников Giving Pledge), так в том, что не стоит оставлять своим детям слишком много. Необходимо правильно их воспитать, дать качественное образование, а дальше - сами. У нас в семье так поставлено. Разговоры же, как кто-то что-то куда-то когда-то пожертвует... Вижу здесь элемент игры и лукавства", - объяснил Геннадий Тимченко.
Тимченко опроверг давление на Путина со стороны российского бизнеса: такое "в голову не придет"
20 марта Минфин США включил Тимченко, занимающего, по версии Forbes, девятое место в рейтинге 200 богатейших людей России, в список лиц, с которыми американские компании и граждане не имеют право поддерживать деловые отношения. Ограничение распространяется и на зарегистрированные в США Visa и MasterCard. Под санкции также попали компании, контролируемые бизнесменом.
Тимченко назвал такие меры Запада "контрпродуктивным шантажом": "Наивно думать, будто кому-то удастся такими методами запугать нас, заставить отступить".
Он также опроверг появившиеся слухи о том, что несущие убытки из-за санкций бизнесмены намерены оказать влияние на руководство страны и лоббировать смягчение государственной политики в отношении ситуации на Украине: "Исключено, - подчеркнул он. - Владимир Владимирович (Путин) в любой ситуации руководствуется интересами России. Точка. Тут компромисса быть не может. Да и нам в голову не придет рассуждать на эту тему".
По словам Тимченко, из-за санкций "есть определенные трудности", но "это мелочи по сравнению с масштабом государственных задач". Возникшими неудобствами можно пренебречь, считает он.
"За все в жизни надо платить. И за знакомство с руководством страны тоже. Впрочем, личными неудобствами и возникшими издержками в бизнесе можно и нужно пренебречь, когда речь заходит об интересах государства. Это частности на фоне глобальных задач. Прекрасно все понимаю", - подчеркнул он.
По мнению основного акционера Volga Group, санкции - не только проблема, но и стимул. "Нельзя столь сильно зависеть от внешнего мира. Касается ли это оборонки, финансов, продовольственной безопасности. Надо развивать свое", - считает предприниматель. "Мы все вытерпим и найдем выход из ситуации", - заключил он.
Тимченко учитывает разоблачения Сноудена
Кстати, в связи с вниманием Вашингтона к его персоне, Тимченко ранее решил воздержаться от поездок в Европу. "Увы, есть основания всерьез опасаться провокаций со стороны спецслужб США. Поверьте, это не домыслы, а вполне конкретная информация", - пояснял бизнесмен. Отметим, что Тимченко с 90-х годов является гражданином Финляндии.
Бизнесмен также признался, что не пользуется компьютером, не имеет аккаунтов в социальных сетях и адреса электронной почты, а по мобильному телефону разговаривает с осторожностью.
"Могу честно сказать, что не пользуюсь компьютером", - сообщил Тимченко. "Не располагаю временем переписываться со всем миром. Поэтому решил: компьютер - не мое", - объяснил он.
"Если понадобится срочно что-то прочесть или получить какой-то документ, могу воспользоваться ноутбуком кого-нибудь из домашних или помощников", - поведал предприниматель. "А вот новости в интернете не читаю и по ночам сплю спокойно, - сказал Тимченко. - И мне хорошо! В Сети столько пишут всего, что диву даешься. Порой узнаю о себе поразительные вещи, не имеющие общего с действительностью".
При разговоре по мобильному телефону бизнесмен учитывает разоблачения Эдварда Сноудена. "Конечно, разговариваю по телефону. При этом помню: меня слушает не только собеседник, но и чужие уши. Понимаю, что говорить, когда и кому", - ответил Тимченко на вопрос, пользуется ли он сотовой связью.
"Господин Сноуден научил аккуратнее обращаться с этой техникой. За нами присматривают", - добавил бизнесмен.
Тимченко готов построить тоннель под Керченским проливом за 40 млрд рублей
Также Тимченко рассказал о планах по строительству тоннеля под Керченским проливом. По его словам, проект "обойдется примерно в 40 млрд рублей". При этом на строительство уйдет "не более трех лет".
На сегодня существуют несколько вариантов строительства. Каким бы ни был окончательный выбор транспортного перехода, Тимченко готов принять участие в проекте, "если доверят и поручат". "Ресурсы для этого есть", - добавил он, напомнив, что СК "Мост", где у него блокирующий пакет акций, строил крупнейший в России вантовый мост на остров Русский во Владивостоке, дорогу на Красную поляну из Адлера.
Тимченко признал, что у варианта строительства тоннеля есть недостатки: в случае "Жуковского варианта" размещения он упирается в Керчь. "Тащить грузы через город с населением в сто с лишним тысяч человек не слишком правильно, - сказал бизнесмен. - Если строить дорогу в объезд, попадаем в зону исторических памятников, разрушать которые никто не даст. Вот и думаем... Проблему в любом случае надо решать. Сегодня паромы перевозят четыре железнодорожных состава в сутки, а тоннель повысит пропускную способность в десять с лишним раз. Не четыре, а сорок четыре! Каждые полчаса - состав".