Основным инструментом фондирования для него были вклады населения, которые банк привлекал под высокие проценты, Кредитовал банк преимущественно коммерческие компании по вполне среднерыночным ставкам
 
 
 
Основным инструментом фондирования для него были вклады населения, которые банк привлекал под высокие проценты, Кредитовал банк преимущественно коммерческие компании по вполне среднерыночным ставкам
Moscow-Live.ru

После скандального отзыва лицензии у "Мастер-банка" аналитики обратили внимание на стратегию, которой придерживалась эта кредитная организация, сообщает ИА "Финмаркет". Основным инструментом фондирования для него были вклады населения, которые банк привлекал под высокие проценты. Кредитовал банк преимущественно коммерческие компании по вполне среднерыночным ставкам.

Понятно, что подобная стратегия рискованна по самой своей сути и практически не оставляет банку пространства для маневра: зазор между ставками заимствования и ставками предложения средств очень узкий, любой внешний шок, даже не очень значительный, может подорвать устойчивость кредитного учреждения с такой стратегией.

Агентство решило проверить гипотезу экспертов о том, что подобная стратегия и есть самая рискованная.

По данным отчетности банков в ЦБ на 1 ноября 2013 года, объем средств, находившихся на депозитах (и счетах) физлиц и юрлиц накануне отзыва у "Мастер-банка" лицензии, соотносился как 82% к 18%. При этом 83% кредитов выдавалось юрлицам. Разница между долей кредитов, полученных населением, и долей счетов и депозитов граждан составляла -64 п.п.

У банка "Пушкино", с отзывом лицензии у которого связана другая скандальная история этой осени, разница "потенциалов" между кредитной и депозитной долями граждан составляла почти -87 п.п. (96% находившихся в банке денег лежало на счетах и депозитах физлиц, а их доля в кредитовании была менее 10%).

У "Трансинвестбанка", лишившегося лицензии в сентябре, данный показатель был равен -78 п.п. Банк "УралЛига" (524 место по активам в рэнкинге; лицензия отозвана 20 ноября этого года) имел показатель в -58 п.п. Дагестанский "Нафтабанк" (750 место; лицензия отозвана 28 ноября) - -40 п.п.

Однако у лишенного лицензии "Волжского социального банка" (312 место в рэнгинге) этот показатель был равен всего -24 п.п., другой самарский банк с очень похожей стратегией – "Солидарность" (155 место в рэнгинге; показатель -24 п.п.) перешел в тот же день под управление Агентства страхования вкладов.

Главным аргументом в пользу неуниверсальности предложенного аналитиками показателя является "Сбербанк", на который приходится почти треть активов российской банковской системы и треть депозитов населения (7,3 трлн руб.). У него рассматриваемый коэффициент оказался равен -42 п.п. Однако "Сбербанк" с его гигантскими оборотами может себе это позволить.

Очевидно, что на фоне ухудшения экономической ситуации, снижении общей прибыльности российского бизнеса, банки из нижней части первой сотни и более мелкие, кредитующие предприятия за счет средств населения, подвергаются наибольшему риску появления дефицита капитала.

И, в конце концов, никто не отменял правило "что положено Юпитеру, не положено быку". Конечно же, в отношении банков - размер имеет значение. По словам главы АРБР Анатолия Аксакова, глава ЦБ Эльвира Набиуллина обещала банковскому сообществу, что отзывов лицензий у банков, подобных "Мастер-банку", больше не будет.

Между тем, как заявил зампред Банка России Михаил Сухов в эфире телеканала "Россия 24" 4 декабря, задача ЦБ РФ - очистить российский банковский рынок от недобросовестных лиц, которые ранее запятнали себя, участвуя в управлении другими банками, и единственный список, который есть в ЦБ и ведется им легально, включает порядка 2800 человек, которые не должны получить существенного влияния (долю, большую 10%) ни в одном российском банке.

"У нас есть сочетание критериев, при которых мы можем допустить собственника к участию в капитале банка, и с октября мы получили дополнительные критерии, связанные с его деловой репутацией, но мы не командуем собственностью на банк, это дело его владельцев", - сказал он. По его словам, этот "черный список" ЦБ за год увеличился более чем на 600 человек.