Жизнь российских чиновников состоит из бесконечных взбучек, безденежья, переработок и недосыпа. Времени на коррупцию или повышение эффективности просто не остается. К такому выводу, как сообщает ИА "Финмаркет", пришла профессор Высшей школы экономики Виктория Антонова. Для этого она провела пять развернутых интервью с госслужащими различных уровней: от главного консультанта аппарата комитета Государственной думы до начальника отдела департамента федерального министерства.
Мир российской бюрократии устроен совсем не так, как принято думать, утверждает теперь профессор Антонова, указывая на объективные причины, которые мешают чиновникам жить и работать по-человечески.
Это, например, то, что госслужащие зажаты внутри очень узкой системы, в которой невозможно сделать лишний шаг без санкции начальника: в противном случае можно потерять свою работу, а новое место найти практически невозможно. К тому же у профессионалов в сфере государственного управления очень ограниченный выбор подходящих вакансий.
Численность чиновников регулируется государством. Оно же монопольно контролирует подготовку кадров, создавая специализированные вузы.
Участники исследования, занимающие руководящие должности, отметили, что им важно взять на работу не просто чиновника с дипломом, а специалиста с профильным образованием в той сфере, которой занимается их министерство. Премудростям управленческой деятельности можно научить и на месте.
Изученные молодыми чиновниками за рубежом методы остаются невостребованными. И это снижает первоначально высокие профессиональные амбиции нового поколения госслужащих.
Еще одним барьером для занятия госслужбой является обязательное наличие стажа. Это правило не позволяет взять молодого специалиста, у которого "горят глаза".
В недавнем прошлом государственным служащим, причем даже не руководящего уровня, были гарантированы ощутимые привилегии - обеспечение жильем, льготные путевки в ведомственные дома отдыха на выходные, медицинское обслуживание высокого уровня.
Эти привилегии компенсировали ненормированный рабочий день, нагрузки и ограничения, связанные с работой на государство. Сегодня, однако, льготы либо отсутствуют, либо доступны очень узкому кругу чиновников самого высокого уровня. Штатное расписание практически никогда не заполняется на 100%, а сэкономленные деньги уходят на выплату премий действующим чиновникам.
Согласно данным Росстата за 2012 год, численность госслужащих в федеральных государственных органах на конец июня 2012 года составляла 80,6% от номинальной. Штаты должностей гражданской службы были укомплектованы на 83%.