Отказ "Газпрома" от освоения северного шельфового месторождения в Баренцевом море вместе с иностранными компаниями приведет к значительному удорожанию проекта, пишет газета "Коммерсант". В одиночку и без опыта работы на северном шельфе освоить Штокман будет очень сложно, полагают эксперты, а работать на условиях подряда иностранцы могут и не согласиться.
"Газпром" серьезно обидел своих западных партнеров
Для зарубежных компаний, со дня на день ожидавших объявления победителей конкурса на участие в проекте освоения Штокмановского месторождения, заявление Алексея Миллера об отказе "Газпрома" от иностранных партнеров произвело эффект разорвавшейся бомбы. Партнеров по Штокману у "Газпрома" не будет. По словам Алексея Миллера, "разработку месторождения "Газпром" будет вести самостоятельно, без привлечения иностранных партнеров, поскольку они не смогли предоставить активы, соответствующие по объему и качеству запасам Штокмановского месторождения".
Как пишет газета "Ведомости", Россия разочаровалась в проектах, работающих по принципу соглашения о разделе продукции (СРП). "Ситуация с сахалинскими проектами СРП показала, что делиться с иностранными компаниями продукцией для России накладно", - цитирует "Ведомости" чиновника администрации президента.
"Думаю, катализатором разрыва стала история с увеличением сметы на "Сахалине-2" почти в два раза - до 20 млрд долларов, - говорит Сергей Ежов, замдиректора Топливно-энергетического независимого института. - Иностранцы предлагали разрабатывать Штокман на условиях СРП, а в Кремле и "Газпроме" на этом режиме недропользования, видимо, поставили крест".
Иностранцы, тем не менее, вряд ли поняли неожиданный поступок "Газпрома". Источник, близкий к норвежским компаниям, считает, что подобным решением Россия обидела все международное сообщество, поступив "настолько грубо и по-медвежьи", что теперь можно ожидать международной обструкции России. По его словам, норвежские компании долгое время работали с уверенностью в том, что они уже отобраны для этого проекта. И поскольку заявление прозвучало в то же время, что и публичное давление на британо-голландскую Shell, инвесторы будут относиться к России как к стране, не выполняющей свои условия.
Освоить Штокмановское месторождению в одиночку "Газпрому" будет очень сложно
Эксперты отмечают, что теперь "Газпрому" придется надолго отложить начало добычи газа на Штокмане. Источники в "Газпроме" подтвердили это, заявив, что, скорее всего, Nord Stream (Северо-Европейский газопровод) будет обеспечиваться на первом этапе запасами Южно-Русского и Бованенковского месторождений, а лишь затем к нему будет подключен трубопровод от Штокмана.
Дело в том, что "Газпром" не разработал самостоятельно ни одного морского месторождения. Тем более такого технически сложного в освоении – подводные скважины находятся на значительной глубине в большой удаленности от берега. "У иностранцев хотя бы есть опыт работы на северном шельфе, каким "Газпром" не обладает", - говорит директор "СРП-Экспертиза" Михаил Субботин. Столь крупные месторождения не разрабатываются компаниями в одиночку. Получается, что "Газпром" все риски возьмет на себя, а это приведет к удорожанию проекта, заключает Субботин.
Согласен с Субботиным и менеджер "Газпрома": "Разработка Штокмана будет стоить не менее 40-50 млрд долларов, и осваивать его без партнеров слишком рискованно, придется привлекать огромные кредитные ресурсы, к тому же у "Газпрома" нет необходимых технологий". К тому же компания планирует на ближайшие три-четыре года еще один масштабный проект - освоение Бованенковского месторождения на Ямале, на что потребуются десятки миллиардов долларов. Судя по всему, Штокман решили надолго отложить, говорит источник в российской газовой корпораци.
Однако в 2005 году один из руководителей проекта в "Газпроме" полушутя говорил зарубежным партнерам: "Вы передали нам все технологии, теперь мы сможем сделать все сами". Впрочем, по мнению специалистов, европейские партнеры по Штокману могут участвовать в проекте в качестве подрядчиков. Французский Total подходит на роль строителя завода СПГ, а норвежские компании – для прокладки труб и подводных скважин. Однако представитель норвежских компаний считает, что без допуска к ресурсам участие в Штокмане их не заинтересует.