Премьер-министр РФ Михаил Мишустин назвал жадность некоторых производителей и торговых сетей одной из причин роста цен на социально значимые продукты в России. Об этом Мишустин заявил, выступая с отчетом о работе правительства перед депутатами Госдумы. Его слова приводит РБК.
По словам Мишустина, из-за низких процентных ставок в мире выросла инфляция, цены выросли в том числе и на продукты питания. "Многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми", - отметил премьер и пояснил, что правительство применило гибкий подход для сдерживания цен, поддержав производителей муки, хлеба, сахара и другой агробизнес, который поставляет продукцию на внутренний рынок. На это было выделено около 15 млрд рублей.
"Мы за то, чтобы наши производители зарабатывали на экспорте. Но не в ущерб интересам главных своих покупателей, которые живут в России", - подчеркнул глава правительства, напомнив, что "у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах".
Напомним, вопреки всем распоряжениям властей и лично президента Владимира Путина, призвавшего "заморозить" цены на наиболее важные для населения товары, цены едва ли не на все категории продуктов выросли на 20-30% с начала года.
В январе стало известно, что Минсельхоз начал переговоры с производителями продуктов питания, которые в последнее время поднимали отпускные цены или уведомляли об этом торговые сети. Так, торговые сети указали, что получают уведомления о повышении цен на кофе, чай, мясо, рыбу, кондитерские и хлебобулочные изделия, яйца и крупы. Только на яйца, к примеру, оптовые цены в центре РФ подскочили на 20%. В некоторых сетях на совещании говорили о "волнообразном" всплеске уведомлений после 15 января.
Как пояснил источник на рынке розничной торговли, сетям в течение 2020 года рекомендовали не принимать от поставщиков повышение цен, а с декабря рекомендация фактически превратилась в императив. Но продолжать сдерживать цены собственными силами розница не может, особенно в условиях роста цен на топливо или сырье. Потому некоторые компании указали чиновникам, что о сдерживании стоимости продуктов следует договориться с поставщиками.
Производители продуктов в свою очередь указывают, что поставщики пытаются повысить отпускные цены всего на несколько процентов, что нельзя сравнить с размером наценки некоторых сетей, и речь часто идет о продуктах среднего и высокого ценовых сегментов. Стремление же сдерживать отпускные цены в ущерб поставщикам просто вынудит тех сократить производство либо исключить из ассортимента наиболее дешевые и менее доходные продукты.
В феврале мясопереработчики заявили, что после подорожания свинины и мяса курицы вынуждены просить повышения закупочных цен на 10-15%. Однако крупные производители сомневаются, что государство позволит им поднять цены, учитывая в том числе и недовольство общества, а в Минсельхозе заявляют, что стоимость мяса даже снизилась. Тогда же торговые сети уведомили Минпромторг о том, что производители яиц и мяса птицы запросили повышение отпускной стоимости товаров до 10%: предложение этих товаров на рынке сокращается из-за птичьего гриппа. В Росптицесоюзе и Национальной мясной ассоциации сказали, что за год себестоимость продукции выросла на 25%, однако в Минсельхозе заявили, что рост цен не выйдет за рамки продовольственной инфляции.