Между "Газпром нефтью" и Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) в среду был подписан меморандум о взаимопонимании, который предусматривает разработку российской компанией нефтяных месторождений "Азар" и "Шангуле" Иранский рынок с его практически нулевой конкуренцией является исключительно перспективным
 
 
 
Между "Газпром нефтью" и Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) в среду был подписан меморандум о взаимопонимании, который предусматривает разработку российской компанией нефтяных месторождений "Азар" и "Шангуле"
НТВ
 
 
 
Иранский рынок с его практически нулевой конкуренцией является исключительно перспективным
НТВ

Между "Газпром нефтью" и Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) в среду был подписан меморандум о взаимопонимании, который предусматривает разработку российской компанией нефтяных месторождений "Азар" и "Шангуле" с запасами 2 млрд баррелей нефти. И хотя объем инвестиций в проект пока не определен, эксперты отмечают, что доходы, которые можно будет извлечь из углеводородного сотрудничества с Исламской республикой, окупят любые расходы, пишет газета "Время новостей".

Иранский рынок с его практически нулевой конкуренцией является исключительно перспективным. Причем не только в отношении добычи нефти и торговли нефтепродуктами, но и в части разработки газовых месторождений и строительства газотранспортной инфраструктуры. Однако эксперты отмечают, что поучаствовать во всех этих проектах удастся далеко не каждой российской НК.

Еще в 2003 году "Лукойл" совместно с норвежской Hydro начал участвовать в разработке указанных месторождений. Инвестиции в проект уже составили около 20 млрд долларов, когда в 2007 году против Тегерана были введены санкции, и российской компании пришлось прекратить работу в Исламской республике. После этого ни одной отечественной НК не удавалось попасть на иранский рынок, хотя попытки получить доступ к колоссальным богатствам персидских недр предпринимались неоднократно. В частности, и самой "Газпром нефтью", проявлявшей большой интерес к месторождениям "Северный Азадеган" и "Южный Азадеган" с запасами 150 млн тонн, которые в итоге достались китайской CNPC.

Теперь наконец с Тегераном удалось договориться, и, как пояснили "Времени новостей" в "дочке" газовой монополии, за заключением меморандума должно последовать заключение контракта. И хотя согласно иранскому законодательству он может являться только сервисным и поэтому никак не отразится на показателях "Газпром нефти" по добыче или запасам, эксперты убеждены, что перед "Газпром нефтью" и другими госкомпаниями открываются исключительно выгодные перспективы.

"Направление более чем перспективное. Прежде всего из-за огромного количества совершенно не освоенных ресурсов. Кроме того, отечественные компании могут рассчитывать на традиционно лояльное отношение к российскому бизнесу со стороны иранских властей, налоговые преференции и почти полное отсутствие конкуренции", - отмечает начальник отдела инвестиционного анализа УК "Универ" Дмитрий Александров. С ним соглашается и главный аналитик ИК "Калита Финанс" Андрей Ганган, по словам которого иранское направление может оказаться для отечественных нефтяников не менее успешным, чем иракское. "В Совете Безопасности ООН Россия и Китай занимают весьма лояльную по отношению к Ирану позицию. Это может способствовать такому же отношению к нашим компаниям, если, конечно, режим санкций против Тегерана не будет расширен", - пояснил эксперт.