Государственная дума намерена внести изменения в Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в закон "О милиции".
 
 
 
Государственная дума намерена внести изменения в Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в закон "О милиции".
RTV International

Государственная дума намерена внести изменения в Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в закон "О милиции". Эти изменения дадут шанс избежать уголовного наказания тем, кто впервые был уличен в неуплате налогов, полностью признал свою вину и добровольно перечислил в бюджет недоплаченные средства, пишет газета "Время новостей".

При этом налогоплательщики, у которых не будет желания спорить с налоговиками в судах, смогут воспользоваться новым порядком многократно. Сторонники законопроекта уверены, что он позволит государству наполнять бюджет вместо тюрем.

Законопроект, смягчающий порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления, был внесен в Госдуму в начале июля этого года группой депутатов, среди которых председатель нижней палаты парламента Борис Грызлов и председатели пяти думских комитетов - Юрий Васильев, Евгений Федоров, Павел Крашенинников, Владимир Плигин и Владислав Резник.

Состав авторов гарантировал документу стопроцентную проходимость. В середине сентября на него был получен в целом положительный отзыв правительства за подписью вице-премьера Сергея Собянина. 9 октября профильный комитет по бюджету и налогам рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении. Рассмотрение намечено на 16 октября.

Прежде всего законопроект предлагает существенно поднять пороги отнесения случаев уклонения от уплаты налогов к крупным и особо крупным размерам, по которым, собственно, и следует возбуждать уголовные дела. Сейчас налогоплательщик может быть привлечен к уголовной ответственности, если сумма не выплаченных за три года налогов превысила 100 тысяч рублей для физических лиц и 500 тысяч рублей - для юридических.

Порог уклонения в крупном размере предлагается поднять до 500 тысяч рублей для граждан и до 1,5 млн рублей - для организаций. "Особо крупным" будет считаться уклонение на сумму свыше 2,5 млн рублей для физических лиц (сейчас этот порог составляет 500 тысяч рублей) и 7,5 млн рублей - для юридических (вместо нынешних 2,5 миллиона).

По действующему законодательству налоговые органы обязаны сразу передавать правоохранительным органам информацию обо всех случаях уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах, а милиция должна возбуждать по этим материалам уголовные дела.

Авторы законопроекта предлагают дать нарушителям налогового законодательства возможность в течение двух месяцев полностью погасить обнаруженный за ними долг, штрафы и пени. Если удастся уложиться в указанный срок, правонарушитель освобождается от уголовной ответственности.

При этом полностью отказываться от уголовной ответственности авторы законопроекта не намерены. Они предлагают даже еще более активно использовать ее, но исключительно для пополнения бюджета. В обязательных уведомлениях о выявленных недоимках налоговые органы будут обязаны предупреждать налогоплательщиков о возможности возбуждения против них уголовного дела.

Газета напоминает, что в первый раз возможность деятельного раскаяния по налоговым преступлениям появилась в УК в июне 1998 года, когда российский бюджет, как и сейчас, испытывал значительные трудности с пополнением. Тогда полностью признавшие свою вину, содействовавшие раскрытию преступления и возместившие государству ущерб могли рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности.

В ноябре 2003 года в УК были внесены поправки, исключившие прекращение уголовного преследования даже при деятельном раскаянии. Сделано это было в рамках предложенных тогдашним президентом Владимиром Путиным изменений, направленных на гуманизацию уголовного законодательства в отношении экономических преступлений (за них тогда были увеличены штрафы, а сроки тюремного заключения сокращены). Возможность закрытия уголовных дел в отношении возместивших нанесенный ущерб была удалена из УК в последний момент, как утверждалось, по настоянию Кремля.