Глава Минэкономразвития Максим Орешкин пожаловался на слишком низкую инфляцию: она замедлилась до 2,8%, что значительно ниже оценок Центробанка, и это затрудняет прогнозирование.
Росстат официально публикует данные по годовой инфляции только по итогам месяца, за сентябрь она составила 3%. Расчеты "Интерфакса" показывали, что к 9 октября показатель снизился уже до 2,8%.
Орешкин говорил с журналистами в кулуарах финансовой G20 в Вашингтоне. Он заявил: "Для экономики важно, чтобы инфляция была не только низкой, но и устойчивой. Волатильность в любую сторону в этом смысле плоха. Поэтому серьезное отклонение, будь то в сторону понижения или повышения инфляции, не есть очень хорошо, потому что это затрудняет прогнозирование, затрудняет понимание того, как будет развиваться ситуация. Она так же плоха, как и чересчур высокая, потому что нестабильна, мешает предсказуемости будущей динамики... У нас инфляция должна быть стабильна в определенном диапазоне, довольно узком от целевого значения в 4%. Значение в 2,8%, которое имеем сейчас - это уже довольно серьезное отклонение".
В низкой инфляции Орешкин винит "монетарные факторы". И ситуация стабильна, заверяет он: "Практически все индикаторы по всем группам товаров находятся существенно ниже 4%. Не знаю, какие там могут быть временные факторы? У нас продукты питания не снижаются год от года, это не единственный фактор, который находится ниже 4%, все основные инфляционные индикаторы находятся ниже 4%, в том числе базовая инфляция. Базовая инфляция, если брать месячные данные, очищенные от сезонности, в годовом выражении меньше 4% каждый месяц в этом году".
Низкая инфляция вынудила Центробанк скорректировать формулировку своего таргета - не 4%, а вблизи 4%. При этом значимым отклонением от таргета нынешнюю рекордно низкую инфляцию ЦБ не считает. Глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила, что снижение годовой инфляции считает "абсолютно нормальным, это не отклонение от цели".