Глава Минфина Антон Силуанов подтвердил, что около половины средств от заморозки пенсионных накоплений в нынешнем году пойдут на поддержку бедствующего "Внешэкономбанка". При этом их решено не тратить на антикризисные меры, передает РИА "Новости".
"Президент дал поручение про 150 миллиардов рублей на ВЭБ", - сказал журналистам Силуанов. Бюджет России на 2016 год имеет нераспределенный резерв в 342,3 миллиарда рублей - эти деньги от заморозки накоплений аккумулировали в президентском фонде.
При этом ранее Силуанов говорил, что правительство намерено просить президента разрешить использовать еще 130 миллиардов рублей из этого резерва на реализацию антикризисных мер в текущем году. Однако теперь, по словам министра, правительство не будет этого делать.
По данным РИА, на средства резерва также претендует социальный блок кабмина, рассчитывая доиндексировать пенсии в 2016 году. Этот вопрос пока не решен.
Неделю назад о возможности реализации такого сценария спасения ВЭБа со ссылкой на источники писали "Ведомости". Тогда один из собеседников газеты призывал: "Только не надо рассматривать это как то, что деньги будущих пенсионеров были потрачены на спасение ВЭБа".
Газета же напоминала: каждый год власти уверяли, что накопительная часть пенсии изымается временно, однако деньги все время шли на затыкание дыр. Первая порция замороженных накопительных средств за 2014 год пошла в том числе на финансирование присоединенного Крыма, накопления за 2015 год отчасти пошли на антикризисный план. По мнению одного из чиновников, трата накоплений на ВЭБ продолжает традицию - банк из той же серии политических проектов, что и Крым: символ эпохи неэффективных государственных инвестиций.
ВЭБ и его проблемы
С марта в этом проблемном ВЭБе работает новая команда управленцев под руководством выходца из "Сбербанка" Сергея Горькова. По оценке нового руководства, до половины активов этой госкорпорации не приносят достаточного дохода и не покрываются фондированием. Новую стратегию руководство корпорации планирует подготовить к концу июня.
Пресса указывала, что проблемы ВЭБа стали следствием финансирования крайне затратной Олимпиады в Сочи.
Американская The Wall Street Journal так описала произошедшее: "Президент Путин сказал, что большую часть издержек на Олимпиаду (которые, по некоторым оценкам, возросли до 50 млрд долларов) возьмут на себя частные инвесторы. Но в итоге значительную часть расходов оплатил ВЭБ и впоследствии оказался держателем просроченных обязательств как минимум на сумму, эквивалентную 2,9 млрд долларов".
ВЭБ много лет сохранял баланс, занимая крупные суммы у иностранных банков, но после того, как ЕС и США ответили на присоединение Крыма в 2014 году наложением санкций, доступ ВЭБа к рынкам капитала намного сузился, а банк должен выплатить около 20 млрд долларов в иностранной валюте, в том числе около 3 млрд в текущем году.
"То, что ВЭБу будут возвращены кредиты, бравшиеся на самые дорогостоящие проекты, кажется все менее вероятным. Многие из тех, кто задолжал ВЭБу больше всего денег за Сочи, ведут переговоры о реструктуризации", - пишет американское издание. Например, "Сбербанк" потратил около 52 млрд рублей, взятые в кредит у ВЭБа, на строительство курорта Красная Поляна, убытки которого в 2014 году составили 20,8 млрд рублей.