Россия не могла позволить себе оборонный бюджет размером в 4% ВВП в хорошие времена, а сейчас, столкнувшись с крайне низкими ценами на нефть, западными санкциями и экономической рецессией, она тем более не сможет справиться с такими высокими расходами
 
 
 
Россия не могла позволить себе оборонный бюджет размером в 4% ВВП в хорошие времена, а сейчас, столкнувшись с крайне низкими ценами на нефть, западными санкциями и экономической рецессией, она тем более не сможет справиться с такими высокими расходами
Министерство обороны Российской Федерации

Россия не могла позволить себе оборонный бюджет размером в 4% ВВП в хорошие времена, а сейчас, столкнувшись с крайне низкими ценами на нефть, западными санкциями и экономической рецессией, она тем более не сможет справиться с таким высоким уровнем расходов на армию.

Россия просто не выдержит выделения такой значительной части своего бюджета. Более того, ее военная промышленность не имеет мощностей, способных выпускать современную технику такими быстрыми темпами, как предполагает данный план.

Об этом говорится в опубликованной в понедельник российским изданием журнала Forbes статье Сергея Гуриева, бывшего ректора Российской школы экономики (Москва), ныне - профессора экономики в SciencesPo (Париж). Статья переведена на русский язык с оригинала на английском языке в издании Project Syndicate.

Сейчас уже нет сомнений в том, пишет экономист, что военные расходы Кремля угрожают бюджетной стабильности России, которую и так уже подорвали низкие мировые цены на нефть и экономические санкции Запада. Более того, эта бюджетная вакханалия, похоже, не собирается заканчиваться. В последние месяцы рост военных расходов быстро ускорился, превысив и так уже амбициозные планы властей.

Бюджет России на 2015 год был составлен прошлым летом, когда предполагалось, что цены на нефть останутся на уровне 100 долларов за баррель, годовой рост ВВП составит около 2%, а инфляция - 5%. Затем цены на нефть рухнули, экономика сжалась, а инфляция достигла двузначных цифр. К этой реальности российские власти адаптировались медленно: президент Владимир Путин подписал пересмотренный бюджет лишь в апреле.

Хорошая новость в том, что новый бюджет намного реалистичней: расходы сокращены примерно на 2% в номинальном выражении. На фоне годовой инфляции минимум 11% это означает, что реальные расходы сократились примерно на 8% от запланированного ранее уровня.

Тем не менее, поскольку низкие цены на нефть и спад экономики приводят к снижению доходов бюджета, его дефицит вырастет с 0,5% до 3,7% ВВП. Это серьезная проблема, так как Россия, несмотря на незначительный размер суверенного долга (всего лишь 13% ВВП), не может занимать на мировых финансовых рынках из-за западных санкций, отмечает Сергей Гуриев.

В результате у российского правительства остается только один вариант финансирования бюджетного дефицита - воспользоваться Резервным фондом, созданным для смягчения воздействия внешних шоков на экономику страны. Этот фонд сейчас равен примерно 6% ВВП, поэтому Россия сможет сохранять дефицит в размере 3,7% не более двух лет. Затем ей придется либо уйти с Украины ради отмены западных санкций, либо провести значительную - и политически опасную для Путина - корректировку бюджета. Но даже такой сценарий является излишне оптимистичным.

Согласно только что опубликованным данным об исполнении бюджета, за первые три месяца 2015 года необоронные расходы достигли, как и было запланировано, 16,5% квартального ВВП, а военные расходы превысили 9% квартального ВВП - это более чем вдвое больше предусмотренного бюджетом.

Иными словами, Россия уже истратила больше половины своего военного бюджета на весь 2015 год. Такими темпами ее Резервный фонд опустеет уже до конца года.

Напомним, Сергей Гуриев эмигрировал во Францию в 2013 году, опасаясь попасть в тюрьму по "делу экспертов", в рамках которого силовики проверяли экономистов, посчитавших, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были осуждены по второму делу ЮКОСа незаконно.