В преддверии назначенного на четверг чрезвычайного саммита ЕС по Греции крупнейший в Европе страховой концерн Allianz разработал программу вывода Греции из долгового кризиса и спасения единой европейской валюты от краха
 
 
 
В преддверии назначенного на четверг чрезвычайного саммита ЕС по Греции крупнейший в Европе страховой концерн Allianz разработал программу вывода Греции из долгового кризиса и спасения единой европейской валюты от краха
Global Look Press

В преддверии назначенного на четверг чрезвычайного саммита ЕС по Греции крупнейший в Европе страховой концерн Allianz разработал программу вывода Греции из долгового кризиса и спасения единой европейской валюты от краха. Предлагаемая модель может сократить задолженность Афин сразу на 50 млрд евро и оказаться весьма выгодной для налогоплательщиков, пишет во вторник "РБК daily".

В Allianz уверены, что расходы по спасению Греции должны быть разделены между государством и частными инвесторами. Глава Allianz Михаэль Дикманн и финансовый директор Пауль Ахляйтнер предлагают применить форму государственно-частного партнерства, при которой потери в ходе реструктуризации задолженности Греции будут распределены между частным и государственным секторами.

Allianz предлагает так называемое контролируемое прощение долгов. Центральным моментом программы является добровольный обмен греческих гособлигаций. Предполагается, что частные инвесторы должны будут обменять имеющиеся у них бонды на новые ценные бумаги с большим сроком действия, отказавшись при этом от 25% их номинальной стоимости.

Естественно, потери инвесторов составят миллиарды, однако у такого рода обмена есть и привлекательная сторона: они получат значительно больше того, что могли бы выручить, продав сейчас свои бонды на рынке. Например, инвестор обменивает облигацию номинальной стоимостью 100 евро, но которая сейчас реально стоит 60 евро, на ценную бумагу номинальной стоимостью 75 евро. И если эти новые бонды будут гарантированы Европейским фондом финансовой стабильности (EFSF), то и будущие риски по ним станут относительно предсказуемы.

Allianz предлагает, чтобы эти новые облигации были гарантированы кредитом, который EFSF предоставил бы Греции. Эти деньги Афины должны внести на счет под доверительное управление. Такая подстраховка имела бы два положительных момента: с одной стороны, проценты бы покрывали стоимость кредита, и для владельцев бондов деньги служили бы гарантией на случай реструктуризации долга. С другой стороны, инвесторы могли бы смириться с низкой процент­ной ставкой по греческим гособлигациям. Allianz исходит из того, что процентная ставка будет около 5-6%.

В результате обмена облигаций задолженность Греции может быть сокращена примерно на 50 млрд евро, до уровня ниже 300 млрд евро. Примерно 35 млрд евро пришлось бы на частный сектор и около 17 млрд евро - на ЕЦБ, убытки которому не грозили бы, так как свои греческие бонды он покупал бы в среднем по цене ниже 75% стоимости.

Глава ЕС Херман ван Ромпей попросил министров финансов предоставить ему проекты этого решения еще до начала саммита. Пока же источники в дипломатических кругах Брюсселя прогнозируют, что затянувшийся спор по поводу деталей пакета мер для Греции близок к разрешению.

Нынешнее углубление и расширение кризиса было вызвано выводами рынка о том, что руководство Евросоюза значительно отстает от развития событий и потеряло над ними контроль. В результате ЕС оказался неспособным быстро разработать и принять вторую по счету стабилизационную программу для Греции, которая вновь оказалась на грани дефолта.

Внутри зоны евро сложились принципиальные противоречия между странами со значительным положительным сальдо внешней торговли - Германией, Нидерландами, государствами Скандинавии - и теми, чьи экономики потеряли конкурентоспособность в результате неверной финансовой и налоговой политики, - Грецией, Португалией, Ирландией.

Сейчас вопрос стоит так: либо богатые страны еврозоны начнут субсидировать за счет финансовых трансфертов оказавшиеся на грани банкротства периферийные государства этого валютно-экономического союза ЕС, либо последние вынуждены будут объявить дефолт и отказаться от всех своих долгов, которые не дают возможности их экономикам восстановить свои силы.