Хотя с момента инаугурации президента прошло больше 100 дней, предвыборная кампания, похоже, не закончилась. Несмотря на объявленную подготовку к кризису, новые старые власти продолжают раздавать деньги и обещания, пишет журнал "Коммерсант Деньги".
Центр принятия решений по экономическим вопросам на ближайшие шесть лет переместился из Белого дома в Кремль. В администрации президента созданы параллельные структуры, дублирующие функции правительства и отраслевых министерств. В Кремль практически в полном составе на должности помощников и советников переехали бывшие министры путинского правительства.
Дублирование коснулось и совсем уж декоративных вещей: в администрации президента в противовес Открытому правительству Медведева создан Экономический совет, в который вошли 30 ведущих экономистов. Возглавил совет лично Путин.
В опубликованном 28 июня Бюджетном послании Путин поручил правительству заблаговременно предусмотреть антикризисные механизмы и определить варианты корректировки параметров бюджета в случае резкого снижения цен на нефть и ухудшения экономической ситуации.
Несмотря на объявленную подготовку к кризису, власти не приняли ни одного непопулярного экономического решения
Правительству поручено разработать пессимистический сценарий развития и определить механизмы перераспределения средств для поддержки ключевых отраслей экономики, социальной сферы и рынка труда. Вокруг этого пессимистического сценария в первой половине августа развернулась настоящая драма.
Правительство рассчитало возможные кризисные сценарии для российской экономики. Самый жесткий вариант предполагает резкое падение цен на нефть из-за развала еврозоны, девальвацию рубля, сокращение доходов населения. Пока этот прогноз не обнародован и не подтвержден официально, но по данным "Российской газеты", будет представлен на следующей неделе.
В предварительных расчетах Минэкономразвития в таком варианте цены на нефть падают даже ниже 60 долларов за баррель. Рубль без поддержки ЦБ ослабеет, курс доллара подскочит до 46 рублей, инфляция - до 12%. Реальные доходы населения упадут. Зато восстановится экономика быстрее, чем в прошлый раз - уже в 2014 году рост может составить 2-2,9%.
По более "мягкому" варианту цены на нефть упадут до 75-80 долларов, а затем вновь начнут расти. Курс доллара поднимется до 37 рублей, инфляция - до 8,6%. Рост экономики сначала замедлится до 0,5-1,2%, но довольно быстро выйдет на плюс в 3-3,7% в год. В обоих случаях поддерживать экономику предлагается за счет масштабных бюджетных вливаний - по максимуму они составят 1,5 триллиона рублей.
По мнению других ведомств, и в первую очередь Минфина, оба кризисных сценария недостаточно пессимистичны. Там полагают, что кризис продлится несколько лет.
Самый плохой сценарий просчитали и эксперты издания. Риски возможны не только в связи с еврозоной, но и в связи проблемами в США, геополитическими событиями на Ближнем или Среднем Востоке, напоминает советник Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников.
Из-за масштабной акции на Востоке цены на нефть могут взлететь до 140-160 долларов, а затем резко упасть ниже 60 долларов, делится он худшим кризисным сценарием. Курс рубля тогда обвалится почти на треть. Но такой шок продлится не более двух кварталов, считает эксперт.
Цены на нефть вряд ли задержатся на низких уровнях долго: чтобы сбалансировать свои бюджеты и выполнить социальные обязательства, основные нефтедобывающие страны будут стремиться удерживать их на уровне 100 долларов, а российская нефть марки Urals выйдет на 80-90 долларов.
Даже при такой цене барреля инфляция разгонится до 12%, полагает Масленников: ее будут толкать вверх не только девальвация, но и повышение тарифов, структурные перекосы в экономике. С учетом потребностей банков, которые уже сейчас не могут существовать без кредитов ЦБ, антикризисные меры обойдутся в 5-6 триллионов рублей, прикидывает он.
Центр макроэкономических исследований "Сбербанка", рассчитав последствия стремительного распада еврозоны, получил следующие цифры: баррель Brent опустится до 80-85 долларов, рубль упадет к бивалютной корзине на 10 процентов, напоминает главный аналитик центра Андрей Синяков. На горизонте года после развала еврозоны рост экономики уйдет в минус на 2,1%, безработица вырастет до 7,3%. Но бюджету придется сложно, нефтяной дефицит уже сейчас - около 10 процентов.
Центр развития НИУ ВШЭ рассчитал, что среднегодовая цена нефти сначала составит около 70 долларов, к 2014 году - поднимется до 80. Падение рубля в его прогнозах меньше, чем у Минэкономразвития - если самые страшные события в Европе произойдут в этом году, доллар поднимется до 38,3 рубля, по итогам 2013 года - до 41,8 рубля.
Но экономика скоро не оправится, она будет расти минимальными темпами - 1,3% в 2014 году и 0,2% в 2015 году. Впрочем, большинство экспертов все-таки склоняются к тому, что европейское цунами удастся погасить. Сосредоточившись на европейских проблемах и возможном падении цен на нефть, мы готовимся к прошедшей войне, предупреждает директор по макроэкономике НИУ ВШЭ Сергей Алексашенко.
"Кризис в России может быть связан с тем, что и при достаточно высоких ценах на нефть в стране остановятся частные инвестиции, перестанет расти экономика". Причем к такому порогу мы подошли достаточно близко. Отток капитала с сентября прошлого года уже составил почти 100 миллиардов долларов, темпы роста экономики замедляются четыре квартала подряд", - напоминает Алексашенко.
"Лучшая антикризисная стратегия - диверсификация экономики, поиск новых торговых партнеров, повышение эффективности бизнеса, - считает главный экономист АФК Системы Евгений Надоршин. - Но такая политика не предполагает накопления подушки безопасности. Считается, что резервы спасли российскую экономику во время прошлого кризиса, а на самом деле падение оказалось более глубоким, чем в других странах мира, которые такой подушки не имели.
"Пока же мы в существующих антикризисных пакетах сталкиваемся с эффектом дежавю, - сокрушается Масленников. - В прошлый раз Россия в целом выстояла перед кризисом, но его очистительная энергия использована не была, неэффективных предприятий меньше не стало, а все структурные меры были отложены в сторону".
Кремль продолжает безудержно тратить деньги
Сразу после инаугурации Путин подписал серию указов, касающихся увеличения зарплат бюджетников и выплат контрактникам, рост расходов на финансирование образования, здравоохранения, инфраструктуры. А в бюджетном послании правительству было поручено утвердить до конца года сразу несколько десятков госпрограмм по финансированию различных отраслей экономики. Дополнительные расходы бюджета на исполнение президентских предвыборных обещаний составят в ближайшие три года 1,1 трлн рублей.
Продолжаются баталии и вокруг роста расходов на оборону, национальную безопасность, закупку военной техники. Расходы на гособоронзаказ в текущем году должны составить 680 млрд рублей. Всего на эти цели до 2020 года президент обещал ассигновать 20 трлн рублей, что означает двукратное наращивание расходов. Выступление Путина 11 августа на торжественных мероприятиях, посвященных столетию ВВС, подтвердило: закупкам быть.
Диссонансом к таким программным заявлением, правда, звучат бесконечные сообщения о падающих самолетах, потерянных спутниках и улетевших в никуда ракетах. 6 августа ракета "Протон-М" не смогла вывести на орбиту два космических спутника - "Telekom-3" и "Экспресс-МД2". За два года это уже четвертая авария в космосе.
В мае Путин велел снизить на 20% стоимость квадратного метра жилья, развивать Дальний Восток, обеспечить снижение смертности, а мигрантам - выучить русский язык. На заседании Госсовета президент также совершенно неожиданно узрел "исторический шанс решить жилищную проблему". Жаль только, что не рассказал как.
Если в первые посткризисные годы резкое наращивание госрасходов объясняли необходимостью компенсировать сократившуюся ликвидность и сгладить социальные последствия кризиса, а в конце 2011-го и начале 2012-го - предвыборными кампаниями, то сейчас это можно объяснить только скатыванием к практике экономического популизма. И это уже не намечающийся вектор, а твердая траектория, выбранная Кремлем.