С 24 марта текущего года в России вступают в силу поправки в законы «Об исполнительном производстве» и "О судебных приставах", запрещающие судебным приставам арестовывать мелкое имущество, если сумма долга не превышает 3 тыс. рублей
 
 
 
С 24 марта текущего года в России вступают в силу поправки в законы «Об исполнительном производстве» и "О судебных приставах", запрещающие судебным приставам арестовывать мелкое имущество, если сумма долга не превышает 3 тыс. рублей
© РИА Новости / Михаил Мордасов

С 24 марта текущего года в России вступают в силу поправки в законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", запрещающие судебным приставам арестовывать мелкое имущество, если сумма долга не превышает 3 тыс. рублей, пишет в четверг "Российская газета".

Поправки закрепили и ряд других нововведений. В частности, должникам разрешается самостоятельно реализовывать имущество стоимостью до 30 тысяч рублей. Судебные приставы смогут работать в составе групп принудительного исполнения, объединяться в которые должностным лицам позволяется в случае сложности или большого объема исполнительного производства.

Перестанут ли таким образом возникать курьезы, когда судебные приставы "описывали" котов, рыбок, щенков и лошадей, непонятно, ведь домашние животные нередко стоят дороже трех тысяч.

Например, отмечает газета, недавно в Пскове приставы арестовали йорк-терьера по кличке Жаннет. Цена собачки явно превышает трехтысячный лимит. Так что элитные кошечки, собачки и даже рыбки все же не могут спать спокойно, если хозяин задолжал государству. Зато не столь элитных питомцев теперь точно не потревожат.

Кроме того, закон устанавливает, что должник вправе в течение десяти дней со дня его извещения об оценке имущества ходатайствовать о самостоятельной реализации этого имущества - если его стоимость не превышает 30 тысяч рублей. В подобных случаях взыскатель вправе в течение десяти дней со дня извещения его о том, что имущество должника стоит менее 30 тыс. рублей, ходатайствовать об оставлении имущества должника за собой в счет погашения взыскания.

Новый закон также позволит приставам выносить электронные постановления. Это позволит быстрее обмениваться информацией, скажем, с банками или пограничниками.

"Переход на вынесение судебным приставом-исполнителем постановлений в электронном виде позволит сократить сроки ведения исполнительного производства, а также ускорить получение необходимой для пристава информации, - рассказывают в ведомстве. - Например, на сегодняшний день вынесенные судебным приставом-исполнителем постановления направляются в кредитные организации в бумажном виде. Вынесение постановлений в электронном виде позволит сократить время их доставки в учреждения до нескольких минут".

Наконец, приставы теперь смогут гораздо быстрее блокировать банковские счета должников.

Отметим, глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков в прошлом не раз говорил, что взыскание с должников незначительных сумм убыточно для государства. По его словам, ФССП ежегодно получает от налоговых органов сотни тысяч исполнительных документов на мелкие суммы (иногда несколько копеек). По каждому документу служба обязана возбудить производство, и в связи с этим на взыскание мизерных долгов ФССП тратит до пяти миллиардов рублей ежегодно, а себестоимость взыскания одной копейки достигает 400 рублей.

На прошлой неделе Парфенчиков предложил ввести накопительную систему задолженностей, а если сумма всех долгов гражданина все равно будет незначительна, то задолженность будет проще списывать.