В то время как американские и европейские банки, несмотря на серьезные государственные вливания, подсчитывают колоссальные убытки, российская банковская система может похвастаться успехами. По итогам 2008 года чистая прибыль всех банков России составит 450 млрд рублей, хотя по сравнению с 2007 годом она и снизилась на 10%, сообщает агентство "Интерфакс".
Данные были получены от директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаила Сухова. "Отдельные слабости во время кризиса становятся преимуществом", - заявил в интервью агентству Сухов. Слабое развитие в России производных инструментов, межбанковского рынка в кризисной ситуации стали преимуществом.
Представитель ЦБ напомнил, что во второй половине прошлого года у 40 банков возникли серьезные проблемы, которые удалось достаточно быстро локализовать. "За пределами этого круга никто не пострадал" - утверждает Сухов.
Инвесторы на столь впечатляющие успехи российских банков реагируют довольно своеобразно. Продолжающийся с начала текущей недели обвал российского фондового рынка привел к пробитию достигнутых в прошлом году минимумов и откатил котировки к уровням пятилетней давности. Причем лидеры падения - акции "флагманов" российской банковской системы - акции Сбербанка и ВТБ, потерявшие только с начала этого года от одной пятой до четверти своей стоимости.
Действия российского правительства и Центробанка, которыми представитель Банка России пытается объяснить полученную в прошлом году прибыль российской банковской системы, смогли банковскую систему сохранить и стабилизировать в рабочем состоянии. Если, конечно, уровень ставок по кредитам, зашкаливающий за 25% годовых можно назвать рабочим состоянием.
Что касается прибыли, то главный вклад в ее получение внесло указание Банка России, позволяющее банкам отражать ценные бумаги, купленные до конца первого полугодия 2008 года, по цене на 30 июня 2008 года, а бумаги, купленные после этой даты, - по цене покупки.
Если учитывать акции, потерявшие четыре пятых своей стоимости по цене, близкой к историческим максимумам или по цене покупки, очень сложно получить убыток.
Справедливости ради, следует отметить, что фиксировать убытки, продавая купленные на пике бумаги банки (по крайней мере, крупные) никто не торопит. Государство взяло на себя роль кредитора последней инстанции, предоставляя необходимую для работы банковской системы ликвидность, замороженную в обесценившихся активах. Вот только цена предоставляемых государством денег, в отличие от других стран, взявших на вооружение политику нулевых ставок, в России высока даже по нынешним, кризисным меркам.