В течение последних дней российская милиция изъяла документы и жесткие диски из офисов ЮКОСа, второй крупнейшей российской нефтяной компании, и арестовала одного из ее руководителей. Также были проведены рейды в офисах "Сибнефти", еще одной нефтяной компании, которая ведет переговоры с ЮКОСом о слиянии.
Последние события вокруг ЮКОСа анализирует крупнейшая американская газета The Washington Post. По мнению издания, они должны заставить американскую администрацию задуматься, можно ли считать Россию демократической страной и рассматривать ее в качестве своего партнера. (Перевод материала опубликован на сейте Inopressa.Ru).
Почему ЮКОС? Почему именно сейчас? Каковы бы ни были объяснения юристов, ответа на эти вопросы они не дают, пишет The Washington Post.
В России действуют такие законы в сфере бизнеса и налогообложения, что крупной компанией владеть практически невозможно, не нарушая их. Капитализм в России развивался таким путем, что практически невозможно назвать ни одной крупной компании, происхождение которой не уходит корнями в смутную пост-советскую эру, когда государственные средства разнообразными полузаконными методами перекачивались в частные руки. Если виновен ЮКОС, то виновны и все остальные.
Наступление на ЮКОС - это вопрос не столько легальный, сколько политический. Как полагают некоторые наблюдатели в Москве, это дело связано с поддержкой ЮКОСом политиков, находящихся в оппозиции президенту. Другие предлагают более сложное объяснение, ссылаясь на то, что в Кремле идет борьба за власть между теми, кто выступает за продолжение движения России, пусть и медленного, к становлению либерального общества, и членами старых структур безопасности, которые хотят повернуть время назад (и, возможно, вернуть себе средства ЮКОСа).
Третьи полагают, что дело ЮКОСа завязано со слухами о приближающемся слиянии между ЮКОСом и Shell, шагом, в результате которого появится крупнейшая в мире нефтяная компания, в России появится значительный иностранный капитал - и иностранное влияние, а председатель ЮКОСа Михаил Ходорковский станет не только невообразимо богатым, но и практически неприкосновенным.
Каковы бы ни были истинные причины, все это дело наносит ущерб России в нескольких отношениях. Во-первых, наступление на ЮКОС большинство людей истолковывают как наступление на самую "западную" из российских компаний: ЮКОС - одна из немногих фирм в России, которые попытались сделать свои операции более прозрачными. Это уже привело к тому, что российская фондовая биржа лишилась миллионов долларов.
Если ЮКОС будет уничтожен, это будет однозначным сигналом того, что такая же судьба может ждать любую другую компанию - а это вряд ли это послужит поощрением для иностранных инвестиций, да и вообще любых инвестиций. А факт того, что о деле против ЮКОСа так мало информации, плохо сказывается на положении администрации президента: предполагается, что в деле участвуют многие ее члены, но лишь немногие выступали публично.
Хотя США не подобает становиться на защиту одной конкретной компании, это дело должно заставить администрацию поинтересоваться, действительно ли Россия готова быть американским партнером и можно ли называть Россию демократической страной, считает The Washington Post.
Какая бы борьба за власть не сотрясала Кремль, понятно, что по крайней мере некоторые из тех, кто ее разжигает, не видят ценности в экономической стабильности, не верят в необходимость дальнейшего прозападного изменения российского рынка и будут продолжать производить политические аресты под прикрытием уголовно-судебной системы, пишет газета.