В России достаточно быстро растет теневой сектор, а крупные предприятия - сокращают занятых
 
 
 
В России достаточно быстро растет теневой сектор, а крупные предприятия - сокращают занятых
Вести-Москва

В России достаточно быстро растет теневой сектор, а крупные предприятия - сокращают занятых, считает глава минэкономразвития Андрей Белоусов. Эксперты, опрошенные "Российской газетой", считают это индикатором общей ситуации в экономике, по их оценке, в "тени" сейчас трудятся примерно 22 миллиона так называемых неформально занятых.

Как поясняет советник Института современного развития Никита Масленников, российский неформальный сектор примерно в 1,5-2 раза превышает параметры развитых стран.

"При этом растет разрыв между темпами создания новых рабочих мест и ликвидацией предприятий. Предприятия закрываются быстрее, чем открываются новые производства в 1,3-1,5 раза, - продолжает он. - А сокращенные рабочие руки перетекают в "тень".

Для работников это плохо из-за социальной незащищенности, а уровень зарплат в неформальном секторе на 18-20% ниже, чем при официальной занятости. Для экономики в целом все это - недополученные налоги.

Если дело так пойдет и дальше, о создании до 2018 года 25 миллионов новых рабочих мест придется забыть, полагает Масленников: для достижения этой цели прирост инвестиций в среднем должен составлять 10-12% в год, а в этом году, скорее всего, он составит не более 5%.

Но пока тратиться на инвестиции у бизнеса желания нет. В марте впервые за последние десять месяцев ушел в отрицательную зону индекс предпринимательской уверенности в промышленности, говорится в последнем обзоре Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ "Высшая школа экономики".

"Повышение ставок страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привело к тому, что с рынка ушли 350 тысяч человек. Сейчас ситуацию пытаются исправить, но не факт, что свернувшие свою деятельность индивидуалы возвратятся", - приводит пример Масленников.

Напомним, что ранее, 3 апреля, вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в России почти 40 млн человек работают в непрозрачных условиях, заняты "непонятно где и чем". Именно из-за них, по мнению вице-премьера, у государства не хватает денег на социальную сферу.

Эксперты позже оспорили эту цифру. Так, Ирина Соболева, заведующая лабораторией социально-трудовых отношений Института экономики РАН, утверждала, что, по крайней мере, часть из этих 38 "потерянных" миллионов заняты вполне понятными вещами - это студенты, домохозяйки или индивидуальные предприниматели.