Многим сейчас не до новой одежды, и ее приобретение переводится в разряд необязательных расходов
 
 
 
Многим сейчас не до новой одежды, и ее приобретение переводится в разряд необязательных расходов
Reuters

Многим сейчас не до новой одежды, и ее приобретение переводится в разряд необязательных расходов. Но коль уж гардероб требует обновления, то, как правило, одежду покупают более практичную и менее дорогую. При всем этом благополучная ситуация в джинсовом сегменте может сигнализировать о приближении более удачного периода для индустрии модной одежды, считают аналитики американской исследовательской компании NPD.

Совокупные продажи джинсов в США за три месяца - с декабря 2008 по февраль 2009 годов выросли на 2,3%, тогда как в целом одежды покупали меньше на 6,3%. Такие данные приводит маркетинговая компания NPD Group. В то время, как универмаги высшей ценовой категории несут потери из-за снижения потребительских расходов, в авангарде роста выступают джинсовая одежда премиальных моделей ценой свыше 100 долларов, утверждает Маршал Коэн (Marshal Cohen), аналитик NPD.

NPD подсчитала, что премиальный сегмент, на который приходится около 2,3% всего джинсового рынка, оцениваемого в 12 млрд долларов, показал рост продаж на 0,4% за указанные три месяца. В целом же по итогам 2008 года рост достиг 17%. Это, по мнению Коэна, означает, что для одежной отрасли с оборотом около 200 млрд долларов могут наступить более удачные времена. В последние пять рецессий динамика таких товарных категорий, как джинсы, белье и обувь являлась опережающим индикатором состояния рынка. Дело в том, что потребители, долгое время откладывавшие приобретения, считают, что именно эти предметы гардероба нужно в первую очередь обновить, поясняет портал BFM.

"Обычно рост джинсовых продаж -сигнал того, что потребители готовы снова вернуться к покупкам. Когда рынок восстанавливается, джинсовый сегмент возглавляет эту тенденцию. А после восстановления начинается рост".

Тем не менее, несмотря на рост в премиальном секторе, произошла переоценка ценностей потребителями: в условиях нестабильности в моду входит бережливость и рациональность. И если в сегменте дорогих джинсов год назад оптимальным был уровень в 300 долларов, то сейчас комфортная цена снизилась до 125 долларов, высказал мнение Маршал Коэн в интервью порталу MarketWatch. "Джинсы за 100 долларов с небольшим не кажутся такими дорогими, если раньше вы приобретали их за 300 долларов и более. За счет этого джинсовый сектор показывает лучшую динамику и сохраняет темп".

В то же время такие бренды как Levi Strauss оказываются под давлением из-за перемещения в дизайнерских марок в более дешевые ниши и увеличения предложений собственных марок дискаунтерами, подобными Wal-Mart Stores.

Кстати, NPD выявила тенденции роста не только для изделий из денима. Аналогичное наблюдается и для всей верхней одежды (+8,7% за три месяца), платьев (11%) и колготок (11%). "Потребители понимают, что чулочные изделия - это недорогой способ обновлять и разнообразить гардероб", - утверждает Коэн.

Генеральный директор компании Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс считает, что теория маркетологов NPD Group довольно занимательна, но, увы, к российскому одежному рынку совершенно не применима. Кроме того, она удивлена сравнением сегодняшнего кризиса с экономическими спадами в прошлом. "Наблюдаемую сегодня рецессию сложно оценивать с точки зрения продаж в предыдущие годы. Нынешний кризис можно сопоставить только с Великой депрессией 20-х годов прошлого столетия, да и то косвенно. Но сама по себе идея опережающей оценки подъема рынка через потребление каких-то групп товаров имеет право на существование".

Тем не менее рассматривать наш рынок с этой точки зрения нельзя. "В США и в Европе система анализа продаж совершенно прозрачна. Все, что происходит, мгновенно отражается на статистике, которой можно полностью доверять. В России ситуация иная. Все те компании, что не прошли IPO, не обязаны отчитываться, а значит колебания в пределах 5% совершенно неуловимы", - объясняет Анна Лебсак-Клейманс.

В этом с ней соглашается и директор московского представительства корпорации Sela Наталья Чиненова, которая при этом добавляет: "Рост продаж в США в основном обязан таким компаниям как Wal-Mart. Тенденция американского рынка не сопоставима с происходящим на российском, потому что у нас нет настолько крупных игроков дискаунтеров, а значит это не может быть определяющим показателем для рынка одежды в целом".

Кроме того, по предварительной оценке Fashion Consalting Group, к концу апреля на рынке одежды будет зафиксировано серьезное падение продаж. По грубой оценке этой компании, продажи просядут на 20–40% в зависимости от игрока рынка и его магазинов. Такую же оценку дает исследовательская компания Discovery Research Group. По словам исполнительного директора компании Ильи Ломакина уже в начале года с учетом окончания сезона предновогодних покупок и ожидаемого усиления влияния кризиса, снижение продаж составило 30-35%.

В 2008 году объем российского рынка одежды, по оценке экспертов, составил 40 млрд долларов. Объем джинсовой одежды на конец прошлого года - 3-4 млрд долларов. При этом почти 90% из продаваемой в нашей стране джинсовой одежды эксперты считают контрафактной.

Сами игроки джинсового рынка об увеличении продаж не говорят. Наталья Чиненова рассказала, что в сети Sela несмотря на то, что джинсы не являются основным товаром ассортиментной линейки, продаются они довольно ровно, в отличие от брюк из других тканей. По словам креативного директора компании Cara&Co Алексея Олешова, оптовая торговля в первом квартале немного ожила, но розница своих показателей не улучшила. Кроме того, в концепт-сторе также заметили снижение продаж брюк. "В кризис покупатели отказываются от дорогих брюк и юбок в пользу денима, который прослужит дольше и стоит дешевле".

А в компании "Глория-Джинс" пока поделились только прошлогодними итогами и планами. "Оборот в 2008 году составил 6 млрд рублей, в этом году мы планируем его увеличить до 7 млрд рублей. По предварительным оценкам продаж первого квартала, мы идем по плану", - рассказала PR-директор компании Нина Медкова.