Власти Белоруссии официально угрожают совладельцу "Уралкалия" Сулейману Керимову арестом. Следственный комитет Белоруссии подозревает, что в его действиях содержатся признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 424 УК Белоруссии (злоупотребление властью или служебными полномочиями, санкция - от трех до десяти лет с конфискацией имущества).
Белоруссия, раскручивая "войну удобрений", добивается от "Уралкалия" не возврата к старой системе продаж или переписывания контрактов на "Беларуськалий", у которого в результате конфликта с партнером возникли серьезные проблемы со сбытом, а просто прямого возмещения денежных потерь, считает "Коммерсант". По оценке СК - это 100 млн долларов.
Следствие подозревает, что Керимов мог являться выгодоприобретателем от кризиса на рынке калия, вызванного действиями менеджмента БКК. Кризис привел к падению цен на калий и, соответственно, обвалил акции "Уралкалия", которые затем начали скупаться Suleyman Kerimov Foundation, зарегистрированным в Швейцарии.
Жесткая посадка: Сулейман Керимов может стать невыездным
Теперь СК должен направить собранные материалы в Генпрокуратуру для возбуждения уголовного дела или получить оттуда добро на возбуждение дела самостоятельно, затем поручить органам КГБ и МВД розыск Керимова. Власти Белоруссии, очевидно, заочно арестуют сенатора и обратятся в Интерпол с просьбой начать его международный розыск
Пока он находится в России, международный розыск проблем не создаст (РФ своих граждан никому не выдает). Однак за границей сенатор может быть арестованы в любой из стран-членов Интерпола для экстрадиции в Белоруссию. А ведь Сулейман Керимов, по утверждениям его знакомых, буквально живет в самолете.
Адвокат Керимова Анатолий Кучерена заявил, что Сулейман Керимов готов дать необходимые пояснения по делу. В Белоруссию он для этого не поедет, а может воспользоваться, например, услугами Следственного комитета России, в котором вчера заявили, что никаких обращений по этому поводу к ним из Минска пока не поступало.
Белоруссии тоже избрали меры пресечения - сокращение поставок нефти и молока
Ранее замглавы МИД РФ Григорий Карасин предупредил, что отказ освободить гендиректора "Уралкалия" "может сказаться на графике контактов на политическом уровне". Однако президент и премьер РФ пока хранят в отношении ситуации демонстративное молчание.
Конфликт в правительстве оценивают как экономический - и его урегулирование считают делом Аркадия Дворковича (он курирует калийный рынок, АПК и поставки нефти в Белоруссию, а его супруга Зумруд Рустамова входит в совет директоров группы ПИК Сулеймана Керимова как независимый директор).
Аркадий Дворкович подчеркнул, что Белый дом "не имел отношения" к скандалу между "Уралкалием" и "Беларуськалием", но вынужден реагировать на "по меньшей мере неадекватные" действия Минска. Он же назвал некоторые меры давления на Белоруссию. Все эти меры могут действительно дорого обойтись Минску - но ударят и по российским интересам в Белоруссии.
В список входят сокращение поставок нефти, проверки ее сельхозпродукции и затягивание вопроса о новом кредите. А также, возможно, уголовный процесс по реэкспорту "растворителей", стоившему бюджету РФ 1,5 млрд долларов. Одновременно замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов дал понять, что Белоруссии пока не стоит рассчитывать на новый кредит ЕврАзЭС.
Максимальный урон Белоруссии может нанести сокращение поставок нефти, в четвертом квартале они сократятся на 40% - до 3,1 млн тонн, уровня собственного потребления Белоруссии.
В обмен на поставки нефти Белоруссия должна вернуть в РФ 3,3 млн т нефтепродуктов. Половина белорусских нефтепродуктов принадлежит "дочкам" нефтекомпаний РФ, и они пострадают не меньше государственного "Белнефтехима". В компаниях неофициально выражали крайнее недовольство ситуацией - она моментально отразится на ценах на топливо и может вызвать дефицит на топливном рынке РФ.
Это экономическая война, сокращение поставок нефти на 4,5 млн т - серьезный удар по бюджету и нефтеперерабатывающим предприятиям Белоруссии, сказал "Ведомостям" Валерий Нестеров из "Сбербанк CIB": "Если учесть упреки в адрес бизнеса, связанного в растворителями, получается, Россия бьет по главным доходным статьям белорусской экономики".
Реакция России неадекватна, это давление на следствие, спор вокруг хозяйствующего субъекта переводится на политический уровень, считает руководитель белорусского аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко.
Действия России чрезмерно эмоциональны, но ведь и Минск решает коммерческий спор силами следователей, спорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Впрочем, вряд ли это окончательно испортит отношения двух стран, полагает он.
"Основной бизнес Белоруссии - это сборочное производство российской же техники, поэтому ударить по России очень сильно она не сможет, не отрубив, так сказать, себе же руку, - заявил "Коммерсанту FM" политолог Дмитрий Тульчинский. - С другой стороны, сейчас у нее для переговоров позиции очень шаткие. Если она уже пошла по пути применения физического задержания, значит, это уже последние шаги, которые она видит в данных переговорах".
Военные учения в ходе "калийной войны" никто не отменял
Однако пока Москва, похоже, не готова обострять отношения с Минском в политической и военной сферах. Например, на сентябрь запланированы масштабные совместные военные учения "Запад-2013" и заседание Совета министров Союзного государства РФ и Белоруссии.
А накануне министр обороны Белоруссии Юрий Жадобин сообщил, что до конца года в белорусском городе Лиде (недалеко от границы с Польшей и Литвой) появится первая российская авиабаза.
В рамках же подготовки заседания Совмина Минск вчера посетил госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он встретился с премьером Белоруссии Михаилом Мясниковичем, по приглашению которого в Минск и поехал Владислав Баумгертнер. В белорусских СМИ вчера появились сообщения о том, что премьер подал заявление об увольнении по собственному желанию.