За месяц с момента объявления экономической амнистии под ее действие подпало 87 предпринимателей: трое вышли из колоний, 13 - из следственных изоляторов, десятерым отменено наказание, не связанное с лишением свободы, уголовное преследование 61 человека прекращено на стадии предварительного следствия. Таковы данные аппарата уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова.
По данным ФСИН, лишь четверо осужденных по экономическим статьям УК освобождены из российских колоний со дня действия амнистии. Еще 12 граждан, содержащихся под стражей, освобождены из следственных изоляторов, по решениям органов дознания, следствия или суда. Кроме них, освобождены от уголовной ответственности 10 человек, состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Председатель комитета Думы по законодательству Павел Крашенинников заявил по поводу количества амнистированных: "Десятков тысяч освобожденных точно не будет. А точного числа сейчас никто не назовет".
Только люди, чьи дела расследовало МВД и в отношении которых не было судебных решений, заплатили за прекращение преследования почти 43 млн рублей, сообщили "Ведомостям" в аппарате омбудсмена. Часть этих средств идет в государственный бюджет, другая - потерпевшим.
Адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант напоминает, что в законопроект с самого начала был заложен выкуп. Под амнистию подпадают и невиновные, и те, кто не согласен с приговором, и все равно главное условие освобождения - возмещение ущерба, даже если непонятно, как он был определен.
Как минимум двое из уже амнистированных предпринимателей - гендиректор нижегородского ООО "МФК инвест" Александр Бекусов и директор астраханского ООО "Производственно-коммерческая фирма "Радиострой" Павел Арсланов - обратились к уполномоченному по правам предпринимателей Титову с жалобами на незаконное уголовное преследование.
Арсланов обвинялся в хищении путем растраты - за просрочку при строительстве сборно-щитовых домов, его приговорили к 3,5 года колонии, хотя потерпевшие и заявляли об отсутствии ущерба.
Бекусова обвиняли в хищении средств дольщиков при строительстве жилого дома, он выполнил свои обязательства до суда, а нижегородский уполномоченный по правам человека посчитал, что дело против него было возбуждено без достаточных оснований.
Согласие на амнистию вместо продолжения борьбы за признание невиновными может иметь для бизнесменов неприятные правовые последствия: в частности, такие люди не смогут быть амнистированы повторно. В нынешних исторических условиях это лучше, чем ничего, отмечает адвокат Константин Ривкин, каждый человек сам решает, согласиться на амнистию или продолжать борьбу за честное имя.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов сказал "Коммерсанту", что "процесс идет, но не без проблем". "В постановлении об амнистии говорится, что человек не может выйти на свободу, пока не погасит ущерб, однако в рамках уголовного дела ущерб часто фиксируется следователями и они отказываются выпускать людей без его погашения, - пояснил Титов. - Однако мы считаем, что если ущерб установили не суд или судебные приставы, то препятствий для освобождения не должно быть".
Напомним, по президентской экономической амнистии освобождаются от наказания в виде лишения свободы впервые осужденные или привлеченные по 27 статьям Уголовного кодекса, связанным с предпринимательской деятельностью. Для применения амнистии подозреваемый или обвиняемый должен возместить убытки потерпевшим.
Список статей УК для амнистии был почти наполовину сокращен: ранее предполагалось что он будет включать 50 статей и, соответственно, шанс на досрочную свободу могли получить порядка сотни тысяч осужденных бизнесменов, включая Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Однако статьи 160 и 165, использованные в обоих делах ЮКОСа, были изъяты из обновленного списка.