Кризис замедлил расслоение по доходам – упали заработки обеспеченных россиян
 
 
 
Кризис замедлил расслоение по доходам – упали заработки обеспеченных россиян
Фото NEWSru.com

Разрыв в доходах между богатыми и бедными в России впервые за последние пять лет не увеличился. Как следует из данных Росстата, тенденция дифференциации населения по доходам переломилась за счет снижения заработков высокодоходной группы. Однако, по мнению экспертов, это явление временное, и в конце года стоит ожидать увеличения разницы доходов между двумя этими группами, пишет "Коммерсант".

Согласно данным статведомства за первое полугодие 2009 года, соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами осталось на уровне января-июня 2008 года и составило 15,8 раза. Предыдущие годы прошли под лозунгом "Экономический рост в пользу богатых" - разрыв между богатыми и бедными стабильно увеличивался. Согласно данным Росстата, в первом полугодии 2005 года коэффициент составлял 14,5, в 2006 году - 14,9, в 2007 году - уже 15,4, год назад - 15,8.

Стабилизацию разрыва между богатыми и бедными директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Алексей Шевяков объясняет снижением доходов обеспеченных групп населения. "Кризис существенно ударил по высокооплачиваемым сотрудниками, топ-менеджерам за счет снижения бонусов и дивидендов", - говорит он.

При этом эксперт отмечает, что на статистику сильно влияют данные доходов сверхбогатых. Согласно данным Росстата за январь-июнь 2009 года, на долю 10% населения самой высокодоходной группы приходилось 30,4% общего объема денежных доходов (в первом полугодии 2008 года - 30,5%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения, как и год назад, - 1,9%.

В мониторинге Минэкономики отмечается, что дифференциация населения по уровню доходов остается на уровне прошлого года "во многом благодаря тому, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство выполняет свои обязательства по увеличению оплаты труда, пенсий, пособий, соцподдержке отдельных групп населения".

Эксперты не решаются предсказать разрыв в доходах в конце года, отмечая что в конце 2008 года он увеличился до 16,9 раза.

Потребительские расходы вернулись на десятилетие назад

В июне нынешнего года, по данным Росстата, россияне направили на покупку товаров и услуг 62,1% доходов - против 71,7% в июне 2008-го. Доля доходов, направляемых на сбережения, наоборот, удвоилась - до 17,9%.

Экономия и снижение потребительских расходов прогрессируют: в I квартале население еще тратило на продукты, товары, рестораны и кафе 76,3% доходов, а во II квартале - уже 65%. Столь же экономными россияне были последний раз во II квартале 1997 года, а в среднем за последние 10 лет в апреле - июне россияне направляли на потребление 72,1% доходов, отмечают "Ведомости".

12 лет назад причины экономии были иными, указывает экономист ЦМАКП Игорь Поляков: около пятой части доходов направлялось на скупку валюты. Похожая ситуация была в декабре 2008 - январе 2009 года, но ко II кварталу на валюту россияне тратили всего 3,5% доходов. Зато резко возросла доля доходов, направляемая на сбережения: за II квартал - вдвое, до 17,1%. Банки в июне зафиксировали рекордный прирост депозитов физлиц - на 170 млрд рублей (включая валютные).

Сдвиг в структуре распределения доходов - от потребления к сбережениям - произошел за счет отказа от покупки дорогих товаров и услуг. Оборот кафе и ресторанов во II квартале упал на 11% (минус 6,7% в I квартале). Оборот непродовольственной розницы в I квартале рос - люди вкладывали не только в валюту, но и в товары длительного пользования; однако во II квартале оборот рухнул сразу на 9,2%.

В минусе показатель потребления товаров был последний раз 10 лет назад.

По одному месяцу выводов делать не стоит, советует директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон: в июне высвобождены еще 130 000 человек, стабилизации занятости, на которую можно было бы рассчитывать летом, не произошло. "Все тенденции сохраняются - и сокращения численности в коммерческом секторе, и неполной занятости; и темпы падения реальной зарплаты нарастают", - заключает Гимпельсон.