2 июня в Культурном центре "Покровские ворота" прошла презентация книги о сексе с православной точки зрения. Произведение Юрия Белановского и Александра Боженова озаглавлено "Двое во едину плоть: любовь, секс и религия". Благочестивым читателям, что характерно, его не рекомендуют.
На мероприятии, кроме самих авторов, выступали протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной школы, ведущий телепрограммы "Православная энциклопедия" и священник Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии, а также библеист и публицист Андрей Десницкий, директор Благотворительного фонда "Предание" Владимир Берхин, психологи Елена Чичерина и Светлана Перегудова.
Как заявлено в аннотации, в книге рассмотрены вопросы любви, брака и сексуальных отношений супругов с точки зрения христианского учения Русской православной церкви. Вот какие темы освещены в этом издании:
- сексуальные отношения как одна из форм человеческой любви
- о сексуальных отношениях супругов, православие и пол
- греховен ли секс
- интимные отношения супругов и церковные каноны
- пост и супружеские отношения
- о контрацепции и т.д.
Книга дополнена статьями "Что говорит Библия о телесной стороне любви?" Андрея Десницкого и "О проблеме гомосексуальности" Владимира Стрелова, сообщает портал "Православие и мир", представивший подробный отчет о презентации.
Книга Юрия Белановского и Александра Боженова – первая попытка поговорить о том, о чем разговаривать в приличном обществе, а уж тем более в среде православных – не принято.
Возможно, именно поэтому это произведение не прошло издательский совет. Как пояснил один из авторов: "Там подумали, что в том виде, в каком она есть, книга может смутить иного благочестивого читателя". А потому "иным благочестивым читателям" она не рекомендуется.
Что сказали о книге священники
Протоиерей Алексий Уминский: волки и еноты, или шизофрению – в массы
"Сегодня я хочу сказать огромное спасибо за мужество авторам этой книги, потому что тема супружеской близости в православии запретна. А так как она табуирована, то вокруг этой темы ходит огромная масса совершенно диких внутрицерковных суждений, мнений, ни на чем не основанных, которые в итоге эти отношения и начинают регулировать.
Хорошо, что за эту тему взялись люди молодые и в то же время семейные. Потому что до недавнего времени самыми большими экспертами по проблемам семьи и деторождения у нас были монахи.
Тема христианской семьи – очень важная для обсуждения: об этом много пишут, издаются книги, и в том числе очень часто звучит мнение, что цель христианской семьи – это деторождение, чадородие. Но с этим соглашаться нельзя, потому что деторождение не может быть целью именно христианской семьи. Потому что тогда христианская семья никак не может отличаться от семьи мусульманской, от семьи буддистской, от семьи атеистической, от семьи каких-нибудь диких племен.
Здесь есть какая-то подмена, потому что деторождение – это не цель. Деторождение – это природа брака.
Целью брака, особенно брака христианского, может быть только любовь, приводящая супругов в Царствие небесное, любовь, которая соделывает из двух – единое существо. Да будут два в плоть едину – это говорит не только о том, что два супруга соединяются в интимном соитии, но и в том, что двое становятся единым существом в таинстве брака. Интимные отношения не являются исключительно средством репродукции. Интимные отношения – важная составляющая супружеской жизни, которая делает отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом.
К сожалению, слишком часто приходится слышать, что половое влечение связано с последствиями грехопадения.
Но все, что сегодня связано с человеком, связано с грехопадением, например, голод, холод и т. д. В том числе и половое влечение. Но это не говорит о том, что само по себе половое влечение невозможно было до грехопадения. Если мир сотворен изначально двуполым, то тогда должно быть стремление полов друг к другу. Если еще в раю человеку была дана заповедь "плодитесь и размножайтесь", то без влечения одного к другому эта заповедь была бы совершенно неосуществима.
Или другая мысль: интимные отношения – это якобы некоторая поблажка человеческой природе, которая удерживает ее от блудного греха. В таком случае супружеские отношения сводят к каким-то примитивным связям двух любящих людей, которые ужасно греховные, настолько греховные, что им бы только вот добраться до какого-нибудь безобразия. Чтобы не соблудить – надо иметь супруга, а чтобы не убить, что надо делать? Чтоб не украсть? Чтоб не лгать?
В одном из монастырских подворий Москвы священник – это был, конечно, иеромонах – в воскресной проповеди, причем в присутствии детей воскресной школы, давал советы с дотошностью, присущей маркизу де Саду, в какие дни и часы, вплоть до минут супруги имеют на ЭТО право, а в какое время – никак не имеют, и с какой минуты это становится грехом. Но нужно твердо знать – Церковь не имеет права лезть в постель и давать какие-либо рекомендации! Священник должен отступить в сторону и сказать супругам: "Это ваша жизнь".
Или вот мне попался в руки студенческий альманах православного миссионера "Призвание" номер один, стр. 65, в котором кандидат богословия советует супругам брать пример интимных отношений с животных.
Цитирую: "У высокоразвитых животных родовая жизнь и инстинкт продолжения рода занимает очень важное место, но при этом физиологические отношения носят сезонный характер, они совершенно прекращаются с рождением детенышей, и животные полностью переключаются на заботу о потомстве. Некоторые животные, например, волки и еноты, могут послужить поучительным примером родительской любви и супружеской верности для иных воцерковленных православных. Да, животные тоже испытывают плотскую радость и некоторое воодушевление в период брачных игр, но турниры самцов в период брачных игр никогда не заканчиваются чьей-либо смертью, а от неразделенной любви животные не убегают на край света и не кончают с собой. А у людей?" – вопрошает автор.
Вот вы смеетесь, а это не смешно. Это же дико! Кандидат богословия, человек, облеченный священным саном, всю вот эту вот шизофрению двигает в массы. И это на каждом шагу. Именно потому, что об этом Церковь пока молчит. И на эти вопросы ответов не находится и не ищется. Эти вопросы пока даже не ставятся.
Что главное в браке? Когда люди по любви соединяются, они не потребляют друг друга, а наоборот, друг другу себя отдают, и это, мне кажется, главная функция супружеских отношений. Не потреблять, не пожирать друг друга, не выжимать максимум для себя лично, потому что тогда ни о какой любви речь не идет, потому что тогда человек использует другого.
Вокруг сегодня все друг друга используют, а христиане – не используют, наш принцип – самоотдача. Никто в браке – ни мужчина, ни женщина, – не могут требовать от другого таких вещей, которые могут доставить любимому некую тяжесть. Один другому уступает, только так! Очень мягко, интимно, а не так, что ты мне должен, ты мне должна.
Я в шоке нахожусь несколько дней от того, что я увидел в прямом эфире одного из московских каналов: один известный протоиерей на вопрос женщины: "Батюшка, мы долго ребенка хотели, зачали, а потом случился выкидыш, я в очень тяжелом состоянии, я не понимаю, почему так произошло", спросил: "А вы предохранялись?" Она: "Эээ, ммм, ну я-то нет, а муж…" "Тогда чего вы спрашиваете? Тогда вы не хотели ребенка, и вы Богу мешали, запрещали, а теперь Бог не хочет", – вещает протоиерей. Понимаете? И это ответ Православной церкви! В прямом эфире! Под дых ногой лежащему человеку!"
Специально для сайта "Православие и мир" протоиерей Андрей Уминский сказал, что "надо эти вещи обсуждать, надо об этом говорить. Надо эту позицию переламывать другой позицией, опытно подтвержденной, позицией евангельской".
"Мы должны понять, что часто при использовании мифов речь идет о традиционном понимании семьи, которое сложились в определенном временном контексте. Сегодня же, после того, как произошли различные революции и войны, когда человечество перестало быть тем человечеством, о котором мы читаем на страницах классической литературы, нам надо отвечать на вопросы сегодняшнего дня и помогать жить сегодняшним семьям.
Почему мы сегодня не требуем, чтобы все монахи были исихастами? Требовать, чтобы каждая семья была многодетной, ровно то же самое, что требовать, чтобы все монахи были исихастами…", - сказал священник.
Протоиерей Андрей Лоргус: это отвечает глубинной потребности сегодняшней Церкви
"Я рад, что состоялась такая дискуссия, рад, что вышла эта книга. Я убежден, что это необходимо, и это отвечает глубинной потребности Церкви, именно сегодняшней Церкви. Не Церкви средневековья, когда создавался Стоглав, и еще раньше, когда создавался Номоканон, единственное место, откуда мы черпаем какие-то нормы, которые давно уже архаика.
Перед нами стоит сегодня совершенно особая задача, которая никогда не стояла перед Русской церковью – создание целостного социального проекта, как сейчас модно говорить. Иными словами, сегодня Церковь дерзает на то, чтобы выстроить максимально целостно свое отношение к предпринимательству, культуре, политике, власти и т.д., т.е. сформулировать целостное всестороннее суждение обо всех сторонах современной жизни. Это замысел нынешнего Патриарха Кирилла. Это его дерзновение и тех людей, которых он за собой ведет, – создание целостного концепта.
Когда спрашивают – а что Церковь говорит по тому или иному поводу, мы должны признаться, что по большинству вызовов времени у нас нет готовых решений, да и быть не могло, потому что проблемы-то возникли вот-вот. А мы, чуть что, привыкли оборачиваться назад – где там Стоглав? А сколько ему лет-то уже? И что там хотим найти? Как солить огурцы? Или как наказывать детей в субботу? Жить-то с этим как?
Перед нами задача более глубинная, более серьезная – сегодня ответить на вопросы, как Церковь относится к семье. Это что – допустимое разрешение или это антропологическая норма жизни человека, созданного в раю Богом?
Если это норма, тогда это то, что адресовано каждому человеку, если же это допустимое искажение, тогда, извините, меньшинству. Существует огромное количество вопросов, на которые мы должны сегодня отвечать. Но мне кажется, что поспешность в этом деле будет наказана, и сегодняшняя встреча – это постепенное разворачивание диалога – духовного и общественного, диалога священнослужителей и ученых, психологов и социологов, диалог между открытыми и закрытыми группами, это работа.
Если хотите в этом участвовать, давайте будем спокойны, терпеливы друг к другу, если вам хочется желтой прессы и скандала, то разговор не состоится".