В минувшую пятницу в Даниловом монастыре в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской православной церкви, сообщил официальный сайт РПЦ
 
 
 
В минувшую пятницу в Даниловом монастыре в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской православной церкви, сообщил официальный сайт РПЦ
patriarchia.ru

В минувшую пятницу в Даниловом монастыре в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного синода Русской православной церкви, сообщил официальный сайт РПЦ.

Основной темой обсуждения на этом заседании явились проблемы, возникшие в ходе подготовки "Святого и Великого Собора Православной Церкви, намеченного на 18-26 июня 2016 года", и, в частности, отказ "Болгарской православной церкви участвовать в Соборе, если его сроки не будут перенесены", а также серьезная критика "подготовки Собора и проектов соборных документов, как в Русской православной церкви, так и в ряде других поместных Православных церквей".

"Выходом из сложившегося чрезвычайного положения могло бы стать проведение экстренного Всеправославного предсоборного совещания для рассмотрения сложившейся ситуации и изучения представленных Поместными Православными Церквами поправок к соборным документам с целью выработки согласованных предложений. Созыв такого совещания, с учетом большого объема работы и важности поднятых вопросов, требуется осуществить безотлагательно, не позднее 10 июня сего года", - говорится в журнале заседания Священного синода.

Указывается также, что Синод постановил просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла обратиться с этим предложением к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею. Также отмечается, что "решения Всеправославного собора могут быть приняты лишь на основе консенсуса (Решение Собрания предстоятелей православных поместных Церквей, состоявшегося 6-9 марта 2014 года, пункт 2а), то есть единодушным волеизъявлением всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей". Таким образом, неучастие в Соборе хотя бы одной из Церквей ставит под вопрос его проведение, отмечается в корреспонденции ТАСС.

"Решение Священного синода Болгарской православной церкви от 1 июня 2016 года, а также продолжающаяся неопределенность относительно возможности участия Антиохийского Патриархата в Святом и Великом Соборе, как и отсутствие предварительного консенсуса по проекту Регламента Собора и документу "Таинство брака и препятствия к нему" означают, что в настоящее время, когда до намеченной даты открытия Собора остается две недели, существуют серьезные проблемы, требующие безотлагательных общеправославных действий", - отмечается в журнале заседания Синода РПЦ.

Напомним, что ранее Священный Синод Болгарской православной церкви заявил о том, что не будет принимать участие во Всеправославном соборе, мотивируя свою позицию необходимостью лучшей подготовки совещания. В связи с этим Синод высказал мнение о необходимости переноса сроков Всеправославного собора.

Как известно, практическая работа по подготовке Всеправославного собора ведется с перерывами с сентября 1961 года. На Всеправославный собор должны прибыть по 24 архиерея от каждой из 14 поместных православных церквей.

Между тем, как пишет в понедельник "Независимая газета", до официального открытия Всеправославного собора на Крите остается меньше двух недель, но, несмотря на ранее приложенные усилия РПЦ и Константинополя, Болгарская православная церковь, "похоже, укрепилась в решении не участвовать в Соборе. Также отказался ехать на Крит Одесский митрополит РПЦ. Московский патриархат предложил выработать экстренные меры по спасению Собора, но Константинополь пока не ответил на предложение Синода РПЦ".

О ситуации вокруг предстоящего православного форума газете рассказал заместитель председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, отметивший, что "сегодня каких-то существенных новостей по поводу и без того неопределенного будущего Критского собора не ожидается". 

"Очень многое должно произойти. В первую очередь надо дождаться реакции Церквей на решение Синода РПЦ. Думаю, вряд ли эта реакция поступит в ближайшем будущем. Какой она будет, прогнозировать сразу нельзя", - цитирует слова Кипшидзе "НГ".

О самоотводе Болгарской церкви стало окончательно известно 3 июня, когда канцелярия Синода БПЦ опубликовала разъяснение своей позиции по Критскому собору. "Решение Священного синода категорично: Болгарская православная церковь не примет участия во Всеправославном соборе, - говорится в решении Синода. - Отменен полет правительственного самолета, который должен был доставить на Крит делегацию БПЦ. Выполненные болгарской делегацией резервирования отменены, в настоящее время ведутся переговоры об их благоприятном окончании".

На Синоде БПЦ, как пишет "НГ" было обращено внимание на то, что от Церквей - участниц Собора требуют очень больших и необоснованных финансовых расходов, в то время как в повестке дня Всеправославного собора отсутствуют особенно важные и актуальные темы, требующие "своевременного всеправославного соборного решения". В протоколе заседания Синода БПЦ по Критскому собору было отмечено, что утвержденный регламент Собора делает невозможным редактировать в ходе его работы утвержденные на Соборе положения. Уже одобренные тексты Собора, утверждают в Софии, ранее вызвали несогласие со стороны ряда поместных Церквей. София также отвергла предложенное организаторами Собора расположение предстоятелей Церквей в зале заседаний Собора как нарушающее принцип равнопоставленного статуса православных Церквей. Зал, где планируют проводить Собор, - небольшое помещение с вытянутым прямоугольным столом. По утвержденному алгоритму рассадки предстоятелей во главе стола должен сидеть патриарх Константинопольский Варфоломей, а остальные архиереи - по краям. По мнению БПЦ, этот вариант рассадки делает Варфоломея не первым среди равных, а главным среди нижестоящих, отмечается в публикации "НГ".

Наметившееся 1 июня намерение БПЦ бойкотировать Критский собор актуализировалось два дня спустя. Неучастие Софии вызвало беспокойство в Русской церкви. Еще до заседания Синода РПЦ, состоявшегося 3 июня, в Московском патриархате пытались урегулировать вопрос положения - другими словами, рассадки - предстоятелей Церквей на Критском соборе.

Синод РПЦ также отметил "неопределенность относительно участия в Соборе Антиохийского патриархата. Антиохия ранее выразила возмущение намерением Константинополя вмешаться в ее конфликт с Иерусалимской православной церковью насчет юрисдикционной принадлежности Катара. Конфликт Иерусалима с Антиохией внес сложности в работу Критского собора: так, Антиохия отказалась подписывать соборный документ "Таинство брака и препятствия к нему". Под "брачным" документом также отказалась подписываться Грузинская православная церковь (ГПЦ). Кроме этого, Синод ГПЦ в конце мая раскритиковал документ "Миссия Православной церкви в современном мире", еще один основополагающий документ предстоящего Критского собора, заявив, что данный текст "содержит серьезные экклезиологические и терминологические ошибки и требует кропотливой переработки". "Если документ не будет изменен, Церковь не подпишет его", - говорилось в решении Синода ГПЦ от 25 мая.

4 июня стало известно, что митрополит Одесский Агафангел (Саввин) Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) отказался ехать на Собор и его самоотвод был одобрен митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием (Березовским). Возможно, отказ постоянного члена Синода УПЦ МП ехать на Крит - это знак скрытого, но доходчивого протеста УПЦ МП против политики, которую ведет Константинополь в Украине, Молдавии и Румынии. УПЦ МП, а также РПЦ неоднократно выражали беспокойство насчет намерений Константинополя помогать режиму Петра Порошенко в создании на Украине единой поместной Церкви, куда бы вошли институции, которые Московский патриархат считает неканоническими, заключает автор публикации в "НГ".